Блогер, журналист Вадим Афанасьев задал теперь уже губернатору Самарской области Вячеславу Федорищеву 12 неудобных вопросов. Они касаются крупных инфраструктурных проектов, коррупции, бизнеса, «человейников», взаимодействия с элитами и СМИ. Далее — текст от первого лица.
12 вопросов к Федорищеву
1) Есть ли у Самарской области план Б по Климовскому мосту, в обоснование решения о строительстве которого легли сфальсифицированные цифры и голословные обещания? Объект построили по концессии, по ее условиям региону в течение 12 лет нужно отдать за него свыше 80 млрд. Причем две трети из них — до 2028 года.
Обоснование под строительство было искусственно подогнано путем существенного завышения трафика. Так, уже выяснилось, что по Климовскому мосту едет (причем в бесплатном режиме!) в 2,5 раза меньше авто, чем прогнозировал самарский минтранс. Также чиновники заявляли, что путепровод якобы станет составной частью маршрута Западный Китай — Европа. Но и это оказалось ложью. Как установила Счетная палата, протяженность автодорог, обеспечивающих пропуск транспортных средств с нагрузкой на ось 11,5 тонны, в СО составляет всего 2%. Также большое число дорог не имеют необходимых мостов, путепроводов и развязок, работают в режиме перегрузки или вообще не отвечают нормативному состоянию.
Каким образом власти СО заведут на Климовский мост «шелковый» или какой-либо другой путь с их тысячами большегрузов, вообще не понятно. Означает ли всё это, что область будет вынуждена просто обреченно платить? Появятся ли в уголовном деле, связанном с одной из крупнейших афер в истории постсоветской России, другие фигуранты?
Новый мост через Волгу, однозначно, был нужен, но не такой ценой. Например, целесообразнее и на порядок дешевле было бы его построить в районе Октябрьска. И он обошелся бы, сообщили на анонимных условиях в минтрансе, примерно в 30–35 млрд, что в 6 раз дешевле, чем Климовский. У Октябрьска самая мелкая Волга — порядка 8–10 метров, что почти в 4 раза меньше, чем у Климовки. И по длине можно было уложиться почти в 1,5 км — против 3,8 км Климовского. Таким образом, можно было сэкономить более 150 млрд. Если бы построили Октябрьский мост, сейчас область бы платила приемлемую концессию на уровне 1,5 млрд в год, что не идет ни в какое сравнение с климовским долговым ярмом. Единственный смысл аферы — обеспечить многомиллиардным объемом работ «дружбанов» минтранса.
2) Будет ли пересмотрено место строительства кампуса в Самаре? Команда прежнего главы СО протащила локацию у «Самара Арены» несмотря на многочисленные возражения со стороны общественников и экспертов. Последние предупреждают о недопустимости размещения подобного объекта на окраине, считая, что это приведет к логистическому коллапсу, деградации высшего образования в Самаре и города в целом, ослабит экономический потенциал всего 63-го региона, имеющего стратегическое значение для южных рубежей РФ.
Сторонники стройки утверждают, что якобы именно в районе стадиона образуется синергия от взаимодействия научного и производственного потенциалов СО. Но этот район никак не связан в транспортном отношении с основными промпредприятиями города, в отличие от центра. Откуда возникнет пресловутая синергия, никто так и не ответил.
Эксперты видят в выборе места строительства кампуса хорошо продуманную схему по высвобождению и передаче в «нужные руки» земельных участков в центре, сейчас занимаемых самарскими вузами. Может, имеет смысл пригласить различных экспертов, чтобы они еще раз тщательно проверили выбор места строительства для кампуса? Ведь вполне может оказаться, что качество обоснования окажется таким же, как и в случае с Климовским мостом.
3) Прекратится ли практика скрытого воровства миллиардов из регионального бюджета при госзакупках? Самарская область уже много лет входит в группу аутсайдеров по прозрачности торгов. Данный показатель у нас почти в 2 раза ниже, чем у регионов-лидеров (у которых конкуренция составляет в среднем 3 участника на одну закупку, а снижение цены на торгах порядка 10–15%). Всё это позволяет субъектам ежегодно экономить от 5 до 10 миллиардов и направлять их на различные социальные проекты.
В Самаре о конкуренции остается только мечтать. У нас большинство торгов проходят по прописанному сценарию — один участник (иногда еще бывает фиктивный или «дочерний»), фиксируется символическое снижение цены.
4) Будут ли в СО пересмотрены условия ведения бизнеса так называемыми концессионерами и различными дружественными компаниями, «заведенными» в регион командой прежнего губернатора? Например, как сообщалось, только одни мусорщики в результате картельного сговора «развели» жителей Самары дополнительно почти на 10 миллиардов рублей. Цена лотов в ходе «жестокой конкурентной борьбы» была снижена всего на 0,5% от начальной цены контрактов.
Для сравнения: аналогичные тендеры в других субъектах РФ заканчивались с показателем до 30 и более процентов. И речь идет не только про мусор. Эксперты и СМИ много раз обращали внимание, что население также значительно переплачивает другим концессионерам — тем же водникам и тепловикам. Кроме того, в СО одна из самых дорогих электроэнергий по России для среднего бизнеса. 1 кВт·ч у нас почти в 1,5 раза дороже, чем в Москве, и на четверть, чем в Татарстане. Закончится ли когда-нибудь в СО, по словам ее жителей, практика «изнасилования» тарифами? Можно ли последние установить как в среднем по стране? Никто не просит дармовых расценок, но элементарная обоснованность должна быть.
5) Будет ли возрождено строительство скандально известной Сергиевской птицефабрики? На сегодняшний день это, пожалуй, самый авантюрный, дорогой и пока безрезультативный проект в истории СО. Фабрику начал строить еще Меркушкин. При Азарове стройка встала — по словам участников процесса, якобы на почве личной неприязни. Дмитрий Азаров просто не захотел достраивать фабрику, чтобы потом ее «отцом» считали колхозника НИМа (Николая Ивановича Меркушкина. — Прим. ред.).
И это при том, что сейчас в СО с горем пополам работает всего одна бройлерная. Про самообеспечение региона яйцом и птицей не может быть и речи. Проектная стоимость СПФ — 17 млрд. Сколько успели потратить — точно не известно. Встречаются оценки от 4 до 14 млрд. По факту, получается, эти миллиарды тупо закопали в чистом поле.
К слову, Сергиевская фабрика открыла печальный список самарских «чемоданов без ручки». Речь об объектах с гигантскими суммами строительства при дальнейшем сомнительном «выхлопе», с обязанностями тащить ношу на «казенном горбу» субъекта. Вскоре вторым «чемоданом» стала «Самара Арена» (20 млрд), третьим — станция «Театральная» (19 млрд). В печальном списке вполне может оказаться и кампус (до 50 млрд) — учитывая все «прелести» выбора локации для его строительства.
6) Решитесь ли вы на реальную смену элит в самарском регионе или хотя бы их «приземление»? Ранее вы признались, что для вас элита — это обычные люди: условные Иван Иваныч и Марья Сергеевна с соседней улицы. Тогда как на самом деле сегодня элита в Самаре — сплошь и рядом группы влияния.
Например, самарская губдума почти на 3/4 состоит из представителей серого кардинала, застройщиков, доморощенных олигархов и даже «авторитетных» бизнесменов. И, как показали последние годы, им вообще нет никакого дела до простого Иван Иваныча, главное — «решать» все дела в интересах кармана хозяев. Так, никто из них ни слова не сказал в момент градостроительного «убийства» Самары при предыдущем губернаторе, когда было построено около 100 «человейников» без какой-либо социальной инфраструктуры. Еще долгие годы город будет расхлебывать это безумие.
Вы признались, что будете, в первую очередь, руководствоваться потребностями населения. Доведете ли вы свои слова до логического конца? Согласитесь, что никому не хочется, чтобы всё ваше потенциальное взаимодействие с самарскими элитами закончилось декларациями и декорациями? И, кстати, станет ли губдума по-настоящему народным, а не «авторитетным» органом?
7) Когда в самарском областном медиахолдинге закончится эпоха лжи, лести и лицемерия? Когда он перестанет транслировать новости из параллельной вселенной? Сейчас он показывает только красивую картинку и полностью игнорирует/замалчивает реальное положение вещей. Вы же сами требовали, чтобы СМИ выходили с конструктивными замечаниями или предложениями, не нужно «нахваливать и петь дифирамбы».
А по факту сегодня холдинг продолжает «вскармливать» население оптимистичными сюжетами, ничем не подкрепленными в действительности. Одни победы, достижения и вымышленное лидерство, постоянные слепота и глухота в плане негативных событий, отсутствие какой-либо альтернативной точки зрения и даже намеков на критику, однобокая подача, неполная информация, зачастую вырванная из контекста. Считаю, что нужно прекращать подобное вранье — оно уже всех просто достало. Вранье и «скрыльниковщина» утопили Артякова, Меркушкина и Азарова. Теперь начинают топить и вас, Вячеслав Андреевич, делая «героем» выдуманной реальности, где всё решается, налаживается, продумывается. Где все довольны и счастливы.
Но о каком счастье в СО может быть речь, если регион занимает абсолютное 1-е место в РФ по числу жалоб среди населения? На 10 тысяч у нас жалуются в 15 раз больше, чем, например, в Москве. А вся обратная связь годами сводилась к потоковым отпискам, пустым обещаниям, отчетам о «выполненных» работах и банами недовольных. Также не забываем, что сегодня, по данным Росстата, Самара и Тольятти входят в топ-3 среди городов России (250+), из которых больше всего бегут жители. Предполагаю, что бегут в поисках лучшей жизни, из-за отсутствия нормальной работы, массового строительства «человейников» без какой-либо инфраструктуры, от суровой «доступной» социалки, «великолепного» благоустройства и «комфортной» среды, общей серости и беспросветности.
И вот на фоне такого «лидерства» и социально-демографического бэкграунда местный медиахолдинг всё равно продолжает кормить нас сказочками, красочными презентациями, городом-курортом и Меккой туризма. Что это? Глупость или диверсия? Считаю, что только через правду и разумную критику дело может сдвинуться с мертвой точки.
8) Будете ли вы реагировать на зарождающийся тренд по саботажу/дискредитации вашей деятельности со стороны команды прежнего губернатора? С начала лета, когда вы появились в СО, саботажники уже успели «отличиться» в самых разных отраслях — таких, как застройка, общественный транспорт, инфраструктурные проекты, вырубка леса, махинации с зонированием; резко выросло число криминальных поджогов, прошли PR-акции по дискредитации общественников. Княжеско-демиурговская группировка вас просто саботирует. Также против вас начали работать бывшие пуловские блогеры — показывают, «а у посланника из Тулы ничего не получается». Люди ждут от вас жесткой реакции!
9) Проблема «человейников». Ранее вы признали, что в Самаре всё очень плохо с застройкой. Но до сих пор не обозначили, как будете эту проблему решать. За годы Азарова было построено около 100 «человейников» без какой-либо социалки и рекреаций, с минимумом парковок. Сейчас в пресловутом «городе-курорте» сформировались (и еще формируются) около 10 гетто с ненормальной плотностью населения.
Именно застройка является главным мотиватором бегства населения. Самарцы пока не понимают, прекратит ли Федорищев порочную практику «впихивать» башни Давидюк-стайл куда только можно, а также прекратятся ли криминальные пожары ради выселения и освобождения участков. Самарцы также разочарованы, что уже при вас были получены разрешения на застройку высотками как минимум на 5 участках, без социалки. Что будете делать с «человейниками»?
10) Будет ли у вас собственный управленческий лозунг/мем/ориентир? Предыдущие губернаторы любили философские игры со смыслами и позиционированием. Хотели показать «нашу исключительность», что идем в «нужном направлении, к лучшей счастливой жизни». Третья столица, центр притяжения, территория кластеров, опорный регион, команда созидания, стратегия лидерства, концепция человекоцентричности, уникальные технологии, Мекка туризма, город-курорт — чего только не внушали лидеры субъекта самарцам!
В итоге, увы, все эти лозунги привели к прямо противоположному результату.
11) Как вы будете решать проблему мигрантов? По данным Бастрыкина, именно у нас зафиксирован один из самых высоких уровней миграционной преступности по РФ. А сам регион, по сообщениям СМИ, превратился в один из крупнейших каналов поставок нелегалов: у нас сформировалась целая индустрия по их легализации. Мигранты превратились в настоящую угрозу безопасности.
«Иностранные специалисты» из СО уже не раз совершали резонансные преступления, о которых говорит вся страна. А Крутые Ключи, где уже образовалось плохо контролируемое властями мигрантское гетто, рискуют превратиться во вторые Котельники. Сколько мигрантов проживает там, неизвестно, никто такой статистики не ведет, но, судя по сообщениям из школы, весьма значительное количество. По словам учителей, половина учеников во многих первых классах просто не догоняет, о чем идет речь. Язык не понимают, не говоря уже про общий уровень готовности к учебе. Русские ребята вынуждены подстраиваться под детей новых сограждан. Качество полученных знаний просто отвратительное — многие родители вынуждены искать другую школу в городе и каждый день возить ребенка на «материк». Мигранты вообще не собираются интегрироваться в наше общество.
Мы занимаем позорное 5-е место по преступности среди мигрантов. Именно «иностранные специалисты» являются главным «рабочим инструментом» больших самарских строек. Местные стройбаны ради экономии лоббируют завоз самых низкоквалифицированных рабочих, нередко — без знания русского. Мигранты зачастую работают нелегально, никакие налоги не платят. До их жизни и быта в нерабочее время вообще нет никому никакого дела.
А еще в Самаре есть свои «Черкизон» (государство в государстве, овощебаза № 3 на Дальневосточной) и свой «Садовод» (рынок на Кирова). Все они являются настоящими притонами для тысяч нелегалов. Баланс между экономией и целесообразностью у нас давно потерян.
12) Попытаетесь ли вы закрыть «вечный самарский гештальт» ритуальной сферы? Власти Самары уже лет 20–25 «хотят» это сделать. Однако все крупные проекты по решению проблемы неизменно терпят неудачу. То местные жители против (крематорий у Рубежного), то якобы не хватило денег на «Самарское», то отменили торги на погост в Куйбышевском районе. Сейчас реализуется проект у Крутых Ключей. Но и это временный выход. По расчетам, свободных мест для захоронений на действующих кладбищах Самары осталось примерно на 3–5 лет.
Почему у нас так? На рынке наживаются сомнительные структуры, аффилированные авторитетам. Самаре нужен крематорий. Но для его строительства якобы нет земли. Многие потенциальные участки в городе отжали либо стройбаны, либо «свои люди». Даже скандал с гробом у Белого дома не помог.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.