Недвижимость Альфа и омега. Античные ордера

Альфа и омега. Античные ордера

Интерес к античности со временем не ослабевает. Все классические направления так или иначе основаны на античных канонах. Дело в том, что в основе эллинского стиля лежал поиск гармонии во всем: искусстве, науке, повседневной жизни. А гармония – это то, к ч

" src=

Интерес к античности со временем не ослабевает. Все классические направления так или иначе основаны на античных канонах. Дело в том, что в основе эллинского стиля лежал поиск гармонии во всем: искусстве, науке, повседневной жизни. А гармония – это то, к чему в конце концов начинает стремиться каждый. Пока интерес к гармонии не иссяк – не иссякнет интерес к античности.

В проектировании объектов архитектуры и интерьеров есть два основных метода. Первый – когда выбирается какой-либо объект, предмет и на него, или вокруг него начинает нанизываться все остальное, как бы окружая его. То есть предметно-средовой комплекс формируется от частного к общему. Второй способ, напротив, подразумевает проработку от общего к частному. Сначала организуется пространство, затем крупные формы и в последнюю очередь мелкие объекты и декорирование. Второй способ, на мой взгляд, предпочтительнее, так как позволяет держать общую идею и моделировать более гармоничное пространство.

В основе античного стиля лежат ордера. Эллинский стиль формировался поэтапно, в течение довольно продолжительного времени – от крито-микенской культуры до времен правления Александра Македонского. Со временем изменялись как конструкторско-технические возможности, так и менталитет населения. Так возникло несколько типов греческих и римских ордеров. У них есть много общего, но и есть ряд принципиальных отличий.

Терминология

В состав архитектурного ордера входят три части. Главная, основная часть ордера – колонна; часть, расположенная над колонной, называется антаблемент и часть под колонной – пьедестал. Принято делить ордера на две категории: полные и неполные. Полный ордер содержит все три названные выше части, неполный же не имеет пьедестала. Все связанные между собой части имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении.

Для каждого очевидно, что отношение высоты колонны к высоте антаблемента не может быть произвольным. Высокий, грузный антаблемент, лежащий на маленькой колонке, будет производить неприятное впечатление; не лучшее впечатление произвело бы сочетание тонкого легкого антаблемента с большими массивными колоннами. Каждый из нас, даже не специалист, до известной степени чув­ствует природу материала, а потому отдает себе некоторый отчет в правильности соотношений размеров отдельных конструктивных частей.

Колонна в свою очередь чаще всего состоит из трех частей: главная, средняя, часть называется стержень или ствол колонны; внизу колонны имеется небольшое расширение – база колонны, а наверху также расширение – капитель.

" src=

Практически все базы содержат круглые части, постепенно, как бы кольцами, расширяющиеся книзу, а самая нижняя часть всех баз обыкновенно в плане квадратная. Эта квадратная плита, составляющая основание базы, называется плинт. Понятно, что плинт способствует более надежной устойчивости всей колонны. В греко-дорическом ордере встречаются колонны, которые делались без баз.

Все колонны непременно заканчиваются наверху капителями, которые отличаются значительно большим разнообразием, чем базы. Самая верхняя часть их имеет вид квадратной каменной плиты. Эта существенная и неотъемлемая часть капители называется абак. Под абаком имеются круглые части, иногда обработанные и украшенные довольно вычурно. Абак капители является той частью, которая непосредственно несет на себе камни, входящие в состав антаблемента. Таким образом, в устройстве базы и капители видно одинаковое стремление перехода от круглых форм колонны к прямоугольным, расположенным ниже и выше ее.

Антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Поставленные в ряд колонны служат для того, чтобы поддерживать верхние части здания, необходимые для устройства перекрытия его крышей. Каменные правильные куски прочно лежат на двух смежных колоннах, опираясь на них лишь своими концами. Такой камень, перекрывающий отверстие в виде горизонтальной балки, называется архитрав, а подобная система перекрытия пролета называется системой архитравного перекрытия, в отличие от арочного перекрытия. Архитрав – это первая существенная часть антаблемента, представляющая собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание. Над архитравом помещается другая подобная полоса – фриз, которую можно было уже устраивать из камней меньших размеров, так как архитрав представляет для них достаточно прочное основание. Наконец, над фризом помещалась самая верхняя часть антаблемента – карниз.

Внизу под колонной иногда устраивается пьедестал. Пьедестал в римской архитектуре представляет собой квадратный в плане столб (параллелепипед), имеющий небольшие расширения внизу и наверху. Нижнее расширение носит название база пьедестала, а верхнее – карниз пьедестала. Средняя – основная – часть пьедестала называется тело пьедестала, или стул. Может быть устроен пьедестал общий под парой колонн или под целой группой их.

Сравнительный анализ ордеров

Если рассматривать ордера в порядке их развития, то у нас получится: тосканский, дорический, ионический и коринфский. Тосканский ордер, наиболее простой, лишенный каких-либо украшений, отличается массивностью, даже некоторой тяжеловесностью пропорций; прямую противоположность ему составляет коринфский ордер. При одной и той же высоте ствол коринфской колонны значительно тоньше, украшенная завитками и листьями капитель, очень сложно разработанный карниз и вообще большое количества мелких деталей придают этому ордеру характер вычурности и богатства. Другие два ордера занимают промежуточное место, причем дорический более родственен тосканскому, а ионический – коринфскому. Два первых ордера, сильные и строгие, содержат в себе некий элемент муже­ственности, тогда как два других – более стройные, нежные, украшенные, имеют характер женственный.

" src=

Для взаимного сравнения ордеров следует обратить внимание прежде всего на колонны. Тосканская колонна – самая массивная, толщина ее равняется 1/7 высоты. Дорическая колонна несколько тоньше, ее толщина рав­няется 1/8 высоты, то есть нижний диаметр откладывается в высоте 8 раз. Нижний диаметр ионической колонны откладывается в высоте ее 9 раз, а коринфской – 10 раз. Все части по своим размерам зависят одни от другой, поэтому здесь нет места абсолютным величинам, то есть таким мерам, как фут, аршин, метр. Здесь в каждом отдельном случае надо принять за единицу меры какую-либо часть, взятую из самого же ордера; эту единицу меры для удобства придется разделить на более мелкие части. К подобному решению пришли еще древние греки. Они принимали, например, за единицу меры всех частей нижний радиус колонны и получали таким образом возможность обозначать размеры всех частей здания в частях этой условной постоянной меры. Меру эту называли модуль.

Модуль тосканского ордера больше, чем модуль дорического ордера, дорического – больше ионического, а модуль коринфского меньше всех. Высота баз у всех ордеров равняется одному модулю. Базы расширяются книзу, и относ их имеет важное значение, так как им определяются размеры ширины пьедестала. Плинт базы образует в плане квадрат, диагональ которого равна 4 модулям. Базы состоят из двух частей: квадратного плинта и круглых в плане переходов от стержня колонны к плинту.

Высота капителей первых двух ордеров равна тоже одному модулю; капитель состоит из трех одинаковой ширины частей. Самая верхняя часть представляется в виде квадратной плиты – абака, под ней круглая в плане часть в виде вала. У греков этот вал носил специальное название – эхин. Под валом помещается шейка, представляющая, в сущности, продолжение стержня колонны, но отделенная от нее незначительным профилем. Капитель ионического ордера характеризуется особыми спиральными завитками и сильно отличается от других капителей. В коринфской капители тоже ясно усматривается абак. Под абаком же мы видим сложную обработку, составляющую два яруса листьев, из которых вырастают завитки, доходящие до абака.

Теперь обратимся к пьедесталам. Вообще в устройстве пьедесталов заметно стремление установить для высот означенных частей размер по 1/2 модуля. Отчасти это может быть объяснено теми соображениями, что всякое искусство боится повторений одних и тех же размеров и одних и тех же форм. Карнизы пьедесталов находятся непосредственно под базами колонн, имеющими высоту 1 модуль. Этого обстоятельства уже достаточно, чтобы не делать эти карнизы таких же размеров, как базы; необходимо, чтобы их размеры явно, наглядно отличались от высот баз. Такое заметное различие получается, если карнизы будут вдвое ниже баз. Базы (нижние части) пьедесталов находятся не рядом с карнизами, поэтому повторение в них тех же размеров допустимо.

Переходя к антаблементам, мы прежде всего сравним у всех ордеров архитравы. В первых двух ордерах архитравы имеют очень простую форму, тогда как в ионическом ордере эта форма расчленена на три полосы и имеет еще небольшой венчающий профиль наверху. В коринфском ордере архитрав получил еще большее развитие. Принимая во внимание, с одной стороны, усложнение обработки ионического и коринфского архитравов, с другой стороны, постепенное уменьшение размера самого модуля, приходится считаться с необходимостью увеличения высоты ионического и тем более коринфского архитравов.

" src=

Для определения высоты карнизов можно руководствоваться следующими соображениями. В том случае, когда фриз представляет собой простую гладкую полосу, лишенную какой-либо обработки, было бы нелогично придавать ему такую же ширину, как и карнизу, который не только делится на три основные части, но часто имеет еще более мелкие членения. Поэтому для карниза вполне естественно дать несколько большую высоту, чем для фриза. Практически следует поступать так: разделить временно всю часть, предназначенную для фриза и карниза, пополам и затем опустить немного (на глаз) точку деления. Это имеет место в тосканском, ионическом и ко­ринфском ордерах. В дорическом ордере, где фриз разработан больше, чем во всех других ордерах, и расчленен на чередующиеся слегка вытянутые в вертикальном направлении тонкие накладки и квадратные впадины, называемые триглифами и метопами, высота фриза делается одинаковой с карнизом, что и представляется вполне естественным.

Если просмотреть все римские и итальянские карнизы эпохи Возрождения, не трудно убедиться, что, хотя они бесконечно разнообразны, но все это разнообразие сказывается лишь на большем или меньшем богатстве разработки нижней, поддерживающей части карнизов. Что же касается свешивающейся и венчающей части, то они остаются во всех карнизах одинаковыми. В том случае, когда поддерживающая часть значительно развита, для нее вполне естественно следует дать и большие размеры, что и осуществляется в ордерах. В тосканском карнизе поддерживающая часть совсем простая, поэтому она и по своим размерам не отличается от двух других частей карниза, то есть поддерживающая часть в тосканском карнизе равняется 1/3 высоты всего карниза. В дорическом и ионическом карнизах поддерживающая часть более развита, и потому для нее отводится уже 1/2 высоты всего карниза. Оставшаяся же верхняя половина предназначена для слезника и части венчающей, поэтому часть эта, в свою очередь, делится пополам. Наконец, в коринфском ордере поддерживающая часть еще более усложняется и, в свою очередь, расчленяется на несколько составных частей. Поэтому здесь поддерживающая часть занимает уже 2/3 высоты всего карниза, а остальная 1/3 делится пополам для образования слезника и венчающей части.

Таким образом, мы получили изображения четырех римских ордеров в массах. Необходимо хорошо усвоить приведенные здесь немногочисленные и простые размеры, потому что на практике, при композиции фасадов различных зданий, применяя ордера, приходится вычерчивать их в таком малом масштабе, что детальные изображения их совершенно невозможны; поэтому остается довольствоваться изображениями их в массах. Делая архитектурные наброски, выискивая мотивы обработки фасада, важно владеть формами совершенно свободно, легко, не затрачивая много труда на их вычерчивание.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Алиса Князева
Корреспондент VLADIVOSTOK1.RU
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Юлия
Рекомендуем
Объявления