Альфа и омега. Античные ордера
Интерес к античности со временем не ослабевает. Все классические направления так или иначе основаны на античных канонах. Дело в том, что в основе эллинского стиля лежал поиск гармонии во всем: искусстве, науке, повседневной жизни. А гармония – это то, к ч
Интерес к античности со временем не ослабевает. Все классические направления так или иначе основаны на античных канонах. Дело в том, что в основе эллинского стиля лежал поиск гармонии во всем: искусстве, науке, повседневной жизни. А гармония – это то, к чему в конце концов начинает стремиться каждый. Пока интерес к гармонии не иссяк – не иссякнет интерес к античности.
В проектировании объектов архитектуры и интерьеров есть два основных метода. Первый – когда выбирается какой-либо объект, предмет и на него, или вокруг него начинает нанизываться все остальное, как бы окружая его. То есть предметно-средовой комплекс формируется от частного к общему. Второй способ, напротив, подразумевает проработку от общего к частному. Сначала организуется пространство, затем крупные формы и в последнюю очередь мелкие объекты и декорирование. Второй способ, на мой взгляд, предпочтительнее, так как позволяет держать общую идею и моделировать более гармоничное пространство.
В основе античного стиля лежат ордера. Эллинский стиль формировался поэтапно, в течение довольно продолжительного времени – от крито-микенской культуры до времен правления Александра Македонского. Со временем изменялись как конструкторско-технические возможности, так и менталитет населения. Так возникло несколько типов греческих и римских ордеров. У них есть много общего, но и есть ряд принципиальных отличий.
Терминология
В состав архитектурного ордера входят три части. Главная, основная часть ордера – колонна; часть, расположенная над колонной, называется антаблемент и часть под колонной – пьедестал. Принято делить ордера на две категории: полные и неполные. Полный ордер содержит все три названные выше части, неполный же не имеет пьедестала. Все связанные между собой части имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении.
Для каждого очевидно, что отношение высоты колонны к высоте антаблемента не может быть произвольным. Высокий, грузный антаблемент, лежащий на маленькой колонке, будет производить неприятное впечатление; не лучшее впечатление произвело бы сочетание тонкого легкого антаблемента с большими массивными колоннами. Каждый из нас, даже не специалист, до известной степени чувствует природу материала, а потому отдает себе некоторый отчет в правильности соотношений размеров отдельных конструктивных частей.
Колонна в свою очередь чаще всего состоит из трех частей: главная, средняя, часть называется стержень или ствол колонны; внизу колонны имеется небольшое расширение – база колонны, а наверху также расширение – капитель.
Практически все базы содержат круглые части, постепенно, как бы кольцами, расширяющиеся книзу, а самая нижняя часть всех баз обыкновенно в плане квадратная. Эта квадратная плита, составляющая основание базы, называется плинт. Понятно, что плинт способствует более надежной устойчивости всей колонны. В греко-дорическом ордере встречаются колонны, которые делались без баз.
Все колонны непременно заканчиваются наверху капителями, которые отличаются значительно большим разнообразием, чем базы. Самая верхняя часть их имеет вид квадратной каменной плиты. Эта существенная и неотъемлемая часть капители называется абак. Под абаком имеются круглые части, иногда обработанные и украшенные довольно вычурно. Абак капители является той частью, которая непосредственно несет на себе камни, входящие в состав антаблемента. Таким образом, в устройстве базы и капители видно одинаковое стремление перехода от круглых форм колонны к прямоугольным, расположенным ниже и выше ее.
Антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Поставленные в ряд колонны служат для того, чтобы поддерживать верхние части здания, необходимые для устройства перекрытия его крышей. Каменные правильные куски прочно лежат на двух смежных колоннах, опираясь на них лишь своими концами. Такой камень, перекрывающий отверстие в виде горизонтальной балки, называется архитрав, а подобная система перекрытия пролета называется системой архитравного перекрытия, в отличие от арочного перекрытия. Архитрав – это первая существенная часть антаблемента, представляющая собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание. Над архитравом помещается другая подобная полоса – фриз, которую можно было уже устраивать из камней меньших размеров, так как архитрав представляет для них достаточно прочное основание. Наконец, над фризом помещалась самая верхняя часть антаблемента – карниз.
Внизу под колонной иногда устраивается пьедестал. Пьедестал в римской архитектуре представляет собой квадратный в плане столб (параллелепипед), имеющий небольшие расширения внизу и наверху. Нижнее расширение носит название база пьедестала, а верхнее – карниз пьедестала. Средняя – основная – часть пьедестала называется тело пьедестала, или стул. Может быть устроен пьедестал общий под парой колонн или под целой группой их.
Сравнительный анализ ордеров
Если рассматривать ордера в порядке их развития, то у нас получится: тосканский, дорический, ионический и коринфский. Тосканский ордер, наиболее простой, лишенный каких-либо украшений, отличается массивностью, даже некоторой тяжеловесностью пропорций; прямую противоположность ему составляет коринфский ордер. При одной и той же высоте ствол коринфской колонны значительно тоньше, украшенная завитками и листьями капитель, очень сложно разработанный карниз и вообще большое количества мелких деталей придают этому ордеру характер вычурности и богатства. Другие два ордера занимают промежуточное место, причем дорический более родственен тосканскому, а ионический – коринфскому. Два первых ордера, сильные и строгие, содержат в себе некий элемент мужественности, тогда как два других – более стройные, нежные, украшенные, имеют характер женственный.