Недвижимость Античные интерьер и мебель

Античные интерьер и мебель

От времен расцвета древнегреческого искусства нас отделяют почти две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность оказалась вечной школой для художников. В отношении

" src=

От времен расцвета древнегреческого искусства нас отделяют почти две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность оказалась вечной школой для художников. В отношении античности некоторые ученые употребляют выражение «греческое чудо».

Однако чудом называется то, что возникает внезапно и беспричинно, нарушая естественные законы. А греческое искусство не возникло сразу, у него была длительная предыстория. В конце III тысячелетия до нашей эры был Крит, несколько позже – город Микены. Этот период называют крито-микенской культурой. Некоторыми чертами она схожа с египетской – охоты на львов, кошки, ловчие птицы. Но критское искусство заходит слишком далеко в атектоничности и прихотливости. Манерность – это обычно признак увядания стиля. Однако крито-микенское искусство считают прелюдией греческого искусства.

Древняя Греция

В искусстве греческой архаики можно четко проследить наследственные черты преемственности с крито-микенским стилем, плюс влияние соседних восточных культур. В дальнейшем своем развитии греческое искусство изменялось, сохраняя в основе своей начала, заложенные в архаике. В стиле классического греческого искусства слиты жизнеподобие и мера, иначе говоря – живая чувственная непосредственность и рациональная конструктивность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для всех многочисленных позднейших подражателей. Единая держава, созданная Александром Македонским, в III столетии распалась на несколько монархических государств. Но греческие художественные традиции возобладали повсюду. В самом понятии «эллинизм» содержится указание на победу эллинистической культуры, на эллинизацию стран Востока. Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе возрастала военная мощь Рима, со своим, совершенно другим менталитетом, но схожими художественными ценностями.

На греческую мебель ранних периодов большое влияние оказала ассиро-вави­лонская культура. Это сказалось и в употребляемых материалах (дерево, бронза, слоновая кость) и в украшениях, и в некоторой громоздкости самой мебели, несмотря на совершенство ее формы. Однако в V веке до нашей эры во всей греческой культуре произошли зна­чительные изменения, сказавшиеся и на развитии дизайна мебели.

" src=

Для классического стиля греческой мебели характерны простота, законченность пропорций и изящество при небольшом количестве украшений. Для сидения греки использовали табуреты, стулья и кресла. Табурет – «дифрос» – имел четыре ножки, у обычных табуретов в отличие от складных ножки могли быть резными. Стулья со спинкой – «клисмосы» – делались на гнутых ножках. Кресла имели прямую или слегка наклонную спинку и подлокотники. Возле высоких кресел обычно стояла скамеечка. Кушетки и диваны использовались весьма широко в быту Древней Греции. Они служили не только для сна, но и для чтения, писания и приема пищи. На такое ложе клали полотняную или кожаную подстилку, а поверх нее покрывало. В изголовье лежали подушки, которые служили и для опоры рук. Обычай принимать пишу лёжа пришёл в Азии. Ложе (клине) состояло из каркаса, изголовья и изогнутых ножек. Его изготавливали его из дерева и металла, для инкрустации применяли слоновую кость, черепаховый панцирь, рог, стекло, алебастр, мрамор, а также эбеновое и чёрное дерево. В мотивах украшений часто встречаются геральдические мотивы, то есть изображённые друг против друга фигуры львов, грифонов, сфинксов. Покрывала для клине были либо шерстяные, либо из кожи экзотических животных. Постельное бельё ткалось из льна и отделывалось цветной каймой. Кушетки иногда делали высотой до одного метра, чтобы, лежа на них во время еды, было удобно пользоваться небольшими столами. Столы эти – трапезы, круглые или четырехугольные, имели одну, три и четыре ножки. Предназначались они исключительно для еды, после чего их можно было задвинуть под кушетку. Вещи греки держали в сундуках и ларях различной величины, иногда украшенных росписями и орнаментом. Греческая мебель классического и более поздних периодов была деревянной и бронзовой. Бронзовыми были не только курильницы, но и кровати, столы.

Греческие мастера любили глину. Из керамики делали низкие ванны, которые потом покрывали росписью. Декоративные детали водостоков на домах тоже изготавливались из ярко раскрашенной глины. Поскольку бронзовые изделия были довольно дорогими, а стекло появилось лишь в эпоху эллинизма, в быту по большей части использовалась глиняная посуда. Всего существовало около 350 видов сосудов из глины. Создавались чисто декоративные сосуды в виде людей и животных. Очень ценилась керамика Кипра, Родоса, Самоса, Коринфа, Милета. В росписях греческих ваз позднего периода появляются попытки передать перспективу и светотень.

Вообще существовало несколько типов росписи ваз. Геометрический стиль. Высокий сосуд (до 1,5 м) покрывался линейным орнаментом, состоящим из простейших геометрических элементов (зигзагов, меандр, треугольников, крестиков, кругов, шахматного узора, фигурок людей, держащих под узцы коня и тому подобное). Более бледный орнамент нано­сился в верхней части сосуда. В конце эпохи архаики (то есть начиная с VI в до нашей эры) под влиянием восточных традиций распространяется звериный или ориентализирующий стиль. Для него характерны пестрота, яркая цветность, перегруженность изображения. В орнаменте используются традиционные восточные элементы: лотос, плетёнка, пальметта. Нередки геральдические изображения: симметрично расположенные друг против друга львы, птицы, держащие в клювах рыбу или змею, грифоны, сфинксы. С середины VI века до нашей эры на смену геометрическому приходит чернофигурный стиль. Изгоняется всё простое; изображение (уже не только орнаментальное, но и сюжетное) заливается чёрным лаком; фон оставляется красно-коричневым, сохраняя естественный цвет обожжённой глины. Краснофигурный стиль – наиболее поздний. В противоположность чернофигурному стилю, здесь, наоборот, фон заливается чёрной глазурью, а изображение сохраняет цвет обожжённой глины. По изображению чёрными линиями наносится контурный рисунок, подчёркивающий детали одежды, лиц, растительных элементов. В эпоху классики (V–IV века до нашей эры) появляются так называемые белофонные сосуды – лекифы, пиксиды, основанные на контурном рисунке.

" src=

Образцы крито-микенской культуры – сосуды из керамики и металла в форме рогов (ритоны) или голов животных (быка, оленя, барона, льва). Иногда применялась растительная орнаментальная роспись и лаковое покрытие по краю. В росписи доминировали яркие экспрессивные цветовые пятна. Вообще же орнамент крито-микенской керамики чаще всего содержал мотив бегущей спирали, волнообразной линии

Древний Рим

Древний Рим берет свои культурные корни, несомненно, с этрусской культуры. Сохранившаяся ранняя этрусская бронза явно указывает на сильное влияние соседней греческой культуры. Позднее на римскую культуру, помимо Греции, влияли страны Востока и Египет. Образцы древнеримской мебели сви­детельствуют, что формирование собственного стиля шло главным образом путем усвоения и освоения культур завоеванных стран. Однако для стиля мебели Римской империи характерно большое количество украшений: орнаментика в ряде случаев была столь обильна, что совершенно скрывала конструктивную основу предмета. Темой орнаментов служили растительные мотивы, подчас стилизованные, но всегда богато разработанные. Очень часто встречаются изо­бражения людей и животных. Особенностью древнеримского орнамента является изображение военных атрибутов, связанных с успехами на полях сражений.

Материалами для изготовления мебели остаются, как и раньше, дерево, металл (преимущественно бронза) и мрамор. Наряду с этим появляется мебель, спле­тенная из ивовых прутьев. Стулья были четырех типов. Так называемые курульные кресла с квадратным сиденьем и ножками Х-образной формы предназначались для долж­ностных лиц Римской империи, консулов и преторов. Первоначально эти стулья были складные, позднее к ним добавили спинку. Для изготовления ножек использовали дерево, металл, слоновую кость. Двойное сиденье, лак называемый бицеллиум, служило для граждан, пользовавшихся особыми привилегиями, ведь сидел на нем только один человек. Кресло с высокой спинкой и подлокотниками для главы семьи называлось солиум, так же как и императорский трон. В Древнем Риме, главным образом для женщин, были особые стулья с удобной полукруглой спинкой – катедры. Мебель для сидения очень часто покрывалась кожей или на нее клали подушки с богатой отделкой.

Ложа в Древнем Риме служили для тех же целей, что и в Греции, и носили то же название – клине. Римские клине были невысокими и во время трапезы ставились обычно с трех сторон стола. Каждое ложе было покрыто ковром и мягкими подушками и предназначалось для трех человек. Такое расположение мебели называлось триклинием. Кровати и кушетки по форме прибли­жались к греческим. Материалом для их изготовления служили дерево и бронза. Иногда пищу принимали и сидя на маленьких стульчиках с изогнутой спинкой и точёными ножами. Для каждого подавался отдельный лёгкий столик. В оформление мебели вводились ордерные детали – скажем, ионические колонки, поддерживающие подлокотники. Одежду хранили в ларях из кедрового дерева, украшенных интарсией и окованных золотым листом.

Типы мебели на протяжении всей эпохи были постоянными, а вот система их украшения менялась, становясь к периоду эллинизма всё более обильной и броской. В это время сделалось модным оживлять интерьеры маленькими статуэтками из золота и слоновой кости, выполненными в так называемой хрисоэлефантинной технике. Прекрасные ювелиры и бронзолитейщики создавали удивительные по изысканности стоячие и ручные зеркала из золота, серебра, бронзы с гравировкой. Ручки туалетных зеркал выполнялись в виде статуэток.

" src=

С приближением к римской эпохе, то есть на последнем этапе эллинизма, возрастает стремление к роскоши, пышности. Этому способствует приток товаров с Востока, знакомство с иной декоративной традицией. Убранство внутреннего дворика становится всё более помпезным. Появляется ордерная колоннада в два яруса. Устраиваются бассейны с мозаичным дном. Наличники дверей и пороги делаются из мрамора. В моду входит фресковая роспись стен «под мрамор». Всё более обильные зелень, скульптура, фонтанчики дополняют картину пресыщенности в этом маленьком Эдеме, создаваемом владельцем дома.

Со временем среди богатых горожан стало принято строить на купленных вдали от города земельных наделах виллы (термин появился в эпоху эллинизма). В убранстве вилл проявилась тяга к архаизации, стилизации под простую сельскую жизнь. При вилле, спланированной по образцу городского дома (непременно с внутренним двориком-перистилем, вокруг которого располагались жилые и хозяйственные помещения), разбивали фруктовый сад, деревья в котором высаживались строго симметрично. Мощёные галькой дорожки пролегают среди тщательно подстриженных кустарников. Повсюду – скульптуры, скамьи, фонтаны, беседки, увитые виноградом или акантом. В небольших рощицах священных деревьев – мирта, лавров, дубов, кипарисов – разгуливают священные павлины. В саду обязательно присутствовали оливковые деревья. Безусловно, такой сад сооружался не только как место упоительного отдыха, но и как свидетельство состоятельности своего владельца. Большинство эллинов могли позволить себе разве что садик во внутреннем дворе городского дома.

Древние греки первыми задумались о поиске высшей гармонии. И до сих пор, до конца XX столетия, каждый, кто ставит перед собой ту же цель, так или иначе повторяет их путь. Не потому ли эллинский стиль остаётся для нас образцом абсолютного совершенства?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления