В среду в Доме профсоюзов руководитель Главного управления градостроительного развития Министерства строительства и ЖКХ Самарской области Владимир Жуков встречался с работниками строительной отрасли. Больше часа он разъяснял им смысл и порядок реализации в губернии национального проекта «Доступное жильё». И отвечал на вопросы про наболевшее.
Особое внимание Владимир Жуков уделил схеме территориального планирования – документу, который имеет решающее значение в процесе отвода земли под жилищное строительство. «Важно, чтобы наши профсозные лидеры знали и могли объяснить людям всю эту процедуру, – отметил замминистра. – Граждане должны знать свои права и пользоваться ими. Любой объект, который мы строим, должен пройти через общественные слушания и должен быть одобрен жителями данного населенного пункта. Нам нечего скрывать от людей. Нам нужно им показывать и рассказывать, что мы собираемся строить. Это поможет избежать социальной напряженности».
Замминистра отметил особую важность задачи, возложенной на муниципалитеты в процессе реализации нацпроекта. «Жильё будет проходить только на аукционной основе, – сказал Владимир Жуков. – Город должен подготовить площадку и выставить её на аукцион. Кто больше за этот участок даст, тот и будет там строить. Причём участок он покупает уже вместе с объектом и с его проектной документацией. И начальная цена выставляется с учётом затрат города на подготовку площадки к аукциону. Город затратил деньги на отселение, технические условия, проектную документацию – эти деньги должны вернуться в бюджет. Такой порядок удобен и для города, и для застройщика. Инвестор больше не бегает за бумажками, он покупает земельный участок и сразу начинает проектировать и строить. Поэтому так важно во всех муниципалитетах провести процедуру подготовки площадок к аукционам».
Одним из существенных препятствий на пути реализации нацпроекта Владимир Жуков назвал катастрофический рост цен на стройматериалы, ведущий к удорожанию итоговых квадратных метров. Один только цемент за 2007 год подорожал по разным источникам на 60-100%. При постоянно растущих ценах на самые необходимые в строительстве материалы жильё никак не получается доступным. Действительно, 40 тысяч рублей за квадратный метр никак не назовёшь приемлемой ценой для социального жилья.Другая серьезная проблема – это острый дефицит профессионально подготовленных кадров.
«У нас нечем и некому строить», – заявил замминстра. Предприятия области, производящие стройматериалы, не могут удовлетворить существующий спрос. Тем более, что большая их часть просто вывозится из области. В качестве примера Жуков привел Самарский завод стройкерамики, 80% продукции которого скупают московские строители.
Не лучше в губернии обстоят дела и с кадрами. Особенно с их образованием. «Должна быть государственная программа поддержки образовательных учреждений строительной области», – сказал замминистра.
Однако профсоюзные лидеры обратили внимание замминистра на другие аспекты этой темы: на низкую зарплату как молодых специалистов, так и строителей со стажем; на их социальную незащищенность на рынке труда. По словам многих выступавших, подрядчики предпочитают нанимать дешёвых гастарбайтеров из стран СНГ, а квалифицированным самарским труженикам приходится искать работу за пределами области.
Также поднимался вопрос взаимоотношений строителей и инвестров. Если раньше заказчиками выступали организации, имеющее прямое отношение к строительной сфере, то теперь это может быть любой, у кого есть средства. И зачастую заказчик довольно туманно представляет себе организацию труда на стройплощадке.
«Это беда самого бизнеса, – прокомментировал Владимир Жуков. – Многие приходят строить, ничего не понимая в том, что это такое – строительство. Просто потому что у них есть деньги. Но в этой ситуации инвестор – тот, кто с деньгами – может нанять строительную организацию. Должен быть рынок строительных организаций, чтобы инвестор мог выбрать и нанять профессионалов, которые будут вести работы. Но я думаю, что со временем здесь всё уляжется. И мы придём к цивилизованной системе труда в строительном комплексе».