Информация о появлении на самарском рынке недвижимости нового крупного игрока с октября будоражит местные СМИ. Появляются сообщения о том, что компания «Дом.ру» создает национальный бренд в недвижимости и выходит в регионы, планируя в ближайшие три года построить самую крупную сеть агентств в России. На сегодняшний день у «Дом.ру» есть пять агентств недвижимости в Москве и представительства по продаже франшизы в городах России.
Как сообщается в пресс-релизах компании, представительства «Дом.ру» одновременно открылись в 12 городах России, в том числе и в Самаре. Планируемый охват франчайзинговой сети – около 600 отделений по всей России. За три года планируется занять 10% рынка услуг в области недвижимости. Своим франчайзи «Дом.ру» дает подробное руководство ведения бизнеса, поддержку и консультации в каждом регионе, обучение, уникальные технологии и инструменты работы агентов.
Мы поинтересовались, что думают об этом в самарских риелторских агентствах, как крупных, так и небольших.
«Конечно, появление на рынке недвижимости крупной московской компании повлияет на работу самарских агентств, но – не всех, – считает директор АН «Азимут» Александр Курников. – Если москвичи будут сопровождать своё вхождение на рынок агрессивной рекламной компанией, то они, естественно, составят конкуренцию крупным и раскрученным агентствам – тем, к кому обращаются не по рекомендации, а по рекламе. Таким как «Арбат», «Спектр недвижимости», «Центр недвижимости»... Что касается фирм нашего формата, то к нам клиенты обращаются по рекомендациям знакомых. Поэтому нам всё равно – хоть три московские сети придут, наши клиенты всё равно останутся с нами.
Если же говорить о франшизе, то хорошая организация работы не помешала бы многим самарским фирмам. Думаю, они бы выиграли от перехода на эту систему. Хотя, опять же, это в первую очередь необходимо крупным фирмам, у которых много клиентов и надо как-то упорядочить этот конвейер».
В крупных агентствах придерживаются иной точки зрения. «На наш взгляд, ситуация предельно ясна, – говорит директор департамента развития и PR РК «Центр недвижимости» Татьяна Арапова, – виртуальный бренд, заявления о якобы планируемом вхождении в регион, процент охвата рынка... Вряд ли стоит говорить, что не в правилах серьезного бизнеса громко заявлять о планах по захвату рынка, когда даже нет визуальных шагов, подтверждающих эти планы. То есть, по сути, предмета для обсуждения нет, но есть бурные комментарии по поводу. Это заставляет думать о том, что предлагаемая авторами идеи тема не более чем изучение спроса или маркетинговый ход, направленный на продвижени марки как таковой».
Попытки вхождения на самарский рынок крупными московскими игроками по схеме франчайзинга уже предпринимались. Однако, как показывает практика, схема франчайзинга не актуальна для самарского риелторского бизнеса. Присутствие региональной специфики накладывает серьезный отпечаток на алгоритм работы. Внимание местных потребителей приковано к тем брендам, которые имеют местные корни, более мобильны и обладают большим потенциалом в плане удовлетвория запросов потребителей рынка. Для крупных региональных компаний более логичным является продвижение собственных товарных знаков.
«Ни одна из крупных самарских компаний, – продолжает Татьяна Арапова, – не проявила интереса к предыдущим предложениям по покупке франшизы – а исходили они от крупнейших столичных компаний. Говорить о том, что некий виртуальный бренд, который дальше внесения информационного повода в местные СМИ и громких заявлений о процентах покрытия рынка не заходит, сможет привлечь особое внимание, – бессмысленно. Тем более что, по нашей информации, ни одна из крупных риелторских компаний Самары на сегодняшний день предложений такого рода не получала. Для того чтобы заинтресовать крупные самарские компании, помимо амбизиозных планов нужны реальные инструменты. Заинтересовать покупка франшизы может только небольших самарских операторов, рассматривающих объединение под флагом некоего бренда как единственный способ поправить свое материальное положение».