Открывшаяся в пятницу в ВЦ «Экспо-Волга» выставка «Ярмарка недвижимости» войдёт в историю. В ее рамках прошел круглый стол, посвященный роли СМИ на рынке недвижимости, на котором журналисты и риелторы, наконец, достигли консенсуса.
Члены Поволжской гильдии риэлторов, явившиеся инициаторами общения с журналистами за круглым столом, были настроены весьма решительно. А если учесть, что реальный стол в конференц-зале, как выяснилось, совсем не круглый, то риелторы и представители прессы оказались в положении конфронтации. Поначалу это вылилось в поток взаимных претензий. Наибольшее негодование у членов ПГР вызывал тот факт, что СМИ, образно говоря, одной рукой берут у них деньги за рекламу, а другой публикуют жареные факты и некорректную информацию, позорящую доброе имя риелтора и подрывающую стабильность рынка недвижимости.
«Хотелось бы, чтобы СМИ помогали, а не мешали продавать недвижимость, – резко выступил председатель совета директоров трастовой компании «Арбат» Сергей Канухин. – Почему за наши же деньги вы нам мешаете работать?!»
«Факт конкурентной борьбы СМИ рождает беспредел в погоне за ажиотажными фактами, – поддержал его председатель совета директоров ГК «Усадьба» и экс-президент ПГР Олег Егоров. – Это влияет на рынок в целом. Если рынок остановится, будет плохо всем».
Журналисты не могли согласиться с такой постановкой проблемы.
«СМИ не могут не замечать негативных процессов на рынке недвижимости, – парировал главный редактор газеты «Репортёр» Сергей Татаренков. – Цены на рынке формирует спрос, а не некорректные высказывания журналистов. Мы заинтересованы в том, чтобы наш читатель получал объективную информацию о процессах на рынке недвижимости, а не только рекламу».
«Слухи рождаются от недостатка информации, – выразила общую позицию журналистов шеф-редактор газеты «Самарский советник» Ирина Подлесова. – Когда риелторы отказываются давать комментарии по поводу конфликтных ситуаций, возникающих на рынке недвижимости, они сами подталкивают СМИ к публикации той информации, которая оказывается им доступна, и точки зрения тех участников рынка, которые её не скрывают».
Фактически, представители СМИ обвинили гильдию в закрытости. Но особо оскорбила членов гильдии прилетевшая с противоположной стороны стола фраза, что риелторам выгодно держать своих потенциальных клиентов в неведении.
«Риелторам выгодно работать на организованном рынке», – возразил Олег Егоров.
А заместитель генерального директора АН «Центр недвижимости» Дмитрий Чариков призвал не смешивать в одну кучу риэлторов, то есть членов гильдии, и «серых» маклеров.
«ПГР преследует цель компетентно информировать своих потребителей, – сказал Дмитрий Чариков. – Необходимо абстрагировать участников цивилизованного рынка недвижимости от остальных».
«Риэлтор – это вообще-то запатентованный бренд, – поддержал Сергей Канухин. – Это слово может употребляться только по отношению к членам ПГР. Американская гильдия риэлторов, зарегистрировавшая это обозначение, делегировала его Российской гильдии риэлторов, а она, в свою очередь, нам».
Президент Поволжской гильдии риэлторов и директор группы компаний «Дисса» Максим Хвостов призвал стороны к конструктивному диалогу. Но тоже, в свою очередь, посетовал, что информация о рынке недвижимости в СМИ несколько однобокая.
«Немногие знают, что в рамках ПГР работают комитет защиты прав потребителей и комиссия по этике, – сказал Максим Хвостов. – Любой, кто недоволен действиями компании-члена гильдии, может прийти в ПГР, написать заявление, и его жалоба будет рассмотрена на ближайшем заседании комитета. И к виновному будут приняты меры вплоть до исключения из гильдии, и вы сами понимаете, какое это пятно на репутации компании».
Риелторы также призвали СМИ не публиковать некорректную рекламу под девизом: «Ответственность за содержание рекламы несёт рекламодатель». И поставили в пример газету «Новости рынка недвижимости», отказавшую рекламодателю, не имевшему документов, подтверждающих его право распоряжаться рекламируемым объектом.
«Каждое предложение должно иметь юридическое обоснование,» – отметил Максим Хвостов.
В итоге, диалог всё-таки состоялся и взаимопонимание было достигнуто. Журналисты взяли с Поволжской гильдии риэлторов обещание ежемесячно устраивать пресс-конференции, на которых они смогут получить ответы на все свои вопросы, а также новые темы для материалов о реальных, а не надуманных проблемах рынка недвижимости.