На очередном градостроительном совете архитекторы обсудили проект торгово-офисного центра «Бенеттон», который в ближайшем будущем появится в историческом центре города. Единственный недостаток объекта, считают эксперты – отсутствие вместительной автомобильной парковки – может парализовать не только движение на узких улицах старой Самары, но и торговлю в галереях нового ТЦ.
Статус крупного купеческого города Самара с успехом поддерживает вот уже пятый век. Пожалуй, единственный существенный перерыв в торговой истории города приходился на советские времена. Зато с наступлением капитализма инвестиции хлынули именно в эту отрасль. На протяжении последних 10-15 лет коммерческое строительство велось активными темпами. Сейчас в городе уже открыто порядка 30 крупных торговых центров. Даже в кризисные годы строительство ТЦ, ТОЦ и ТРЦ не прекратилось, хотя и замедлило свои темпы. В прошлом году был введен в эксплуатацию ТРЦ «Вива Лэнд», в этом – управляющие компании обещают запустить еще два масштабных проекта – ТОЦ «Вертикаль» и ТЦ «Самолет».
Это настоящее. А будущее Самары купеческой обсудили участники градостроительного совета при городской администрации. На суд архитекторов был предложен проект, реализовать который девелоперы намерены в ближайшие годы. Речь идет о нашумевшем монобрендовом торговом центре «Бенеттон». Торгово-офисное здание планируется построить на углу улиц Ленинградская и Чапаевская. В начале этого года глава Самары Виктор Тархов подписал соглашение о сотрудничестве с компанией ЗАО «Проперти Руссия», филиалом ГК «Бенеттон» в торгово-экономической сфере и реализации проекта реконструкции центра семейной моды. Площадь земельного участка под строительства ТОЦ – 726 кв.м. Как ранее сообщал сайт Dom63.ru, изначально планировалось, что проект будет реализован к 2011 году. Сейчас сроки, по всей видимости, несколько скорректировались. Поскольку пока активная застройка участка так и не началась.
Главная специфика и особенность будущего ТОЦ – расположение в самом центре исторической части города – на пересечении пешеходной ул. Ленинградской и Чапаевской. Этот факт – одновременно главное достоинство и недостаток проекта.
По проекту, будущий ТОЦ – пятиэтажное здание с подземным паркингом. Первые два этажа должны занять торговые галереи, а следующие три – офисы, сдаваемые в аренду. Важная особенность архитектурного решения объекта заключается в том, что перед проектировщиками стояла задача в определенной степени повторить облик предшественника – утраченного памятника архитектуры швейной фабрики.
Первый и второй этажи представляют собой вид широких витрин, которые должны закрываться на ночь и освещаться специальной подсветкой. Сам фасад – светло-серого спокойного цвета. Как отметил архитектор проекта Альберто Кампо Баеза, решение по кровле пока не разработано. Возможно, на крыше организуют кафе под открытым небом и видовая площадка, откуда будет открываться панорама города.
Особый интерес у участников градостроительного совета вызвал вопрос с организацией парковки для посетителей и сотрудников ТОЦ. Как оказалось, по проекту предусмотрено строительство всего 22 парковочных мест: 10 машиномест со стороны ул. Чапаевской, а также подземная парковка на 12 м/мест. Разумеется, для пятиэтажного торгово-офисного здания такой автомобильной стоянки будет недостаточно. Главный архитектор компании «Альфа С» Леонид Кудеров отмечает, что для торговых центров подобного формата, ориентированных на пешеходную зону, характерна небольшая плотность посетителей. Однако офисы как раз способны вызвать в этой части города скопление личного автомобильного транспорта, поэтому заказчику будет целесообразней сократить количество офисных помещений, считает г-н Кудеров.
Большинство независимых экспертов рынка коммерческой недвижимости считают, что коммерческий успех подобного проекта будет гарантирован только в случае организации вместительной автомобильной стоянки. Отсутствие парковки рядом с ТОЦ может парализовать не только движение на узких улицах старой Самары, но и торговлю в галереях нового ТЦ. Кроме того, нехватка машиномест отвернет от объекта потенциальных арендаторов офисной части здания.
Более того, Самара уже знает примеры подобных девелоперских просчетов. Центральные улицы старого города всегда привлекали застройщиков статусностью и пафосом, которые, считалось, способны обеспечить успех любому проекту. Но все оказалось не так просто: оба торговых центра – «Молот» и «Опера» – несколько раз находились на грани закрытия. Вместе с покупателем, уходил из этих ТЦ и арендатор. Сегодня, казалось бы, реанимировать эти проекты удалось – новые ритейлеры заполнили большую часть пустующих площадей. Тем не менее, концепция объектов до сих пор выглядит неубедительной на фоне других, более успешных, торговых центров Самары, считает заместитель директора Поволжского Центра Развития Андрей Савельев. И одна из основных причин неудачного старта этих проектов связана как раз с отсутствием качественной автомобильной парковки. Бросать свои авто на обочинах узких самарских улочек, чтобы зайти в ТЦ, посетители просто не захотели.
«Трудности реализации проектов крупноформатной недвижимости в исторической части города в первую очередь связаны с отсутствием подходящих участков под строительство. Ведь любой крупный ТЦ требует соответствующего участка под паркинг (в соотношении 1 кв.м. парковки к 1 кв.м. площади ТЦ). Кроме того, особенности застройки исторического центра осложняют транспортную доступность любого крупного объекта коммерческой недвижимости», – резюмирует Андрей Савельев.