Где располагается и что собой представляет самая лучшая квартира по версии самарцев?
Отвечающие за ликвидность жилой недвижимости факторы давно определены и известны. И наличие у объекта недвижимости набора нескольких универсальных качеств ликвидной недвижимости позволяет ему «не залеживаться» в базах данных риэлторских агентств. Однако, как известно, сколько людей, столько и мнений, взглядов, предпочтений, ситуаций. И невостребованный сегодня объект находит своего покупателя завтра. Так, бывает, что на ликвидность квартиры оказывают влияние развитие инфраструктуры района, появление нового объекта, определяющего движение и активность в пределах соседней локации. Выбирая свой объект недвижимости, каждый покупатель ориентируется на те критерии, которые находятся на первом месте именно для него и его семьи. Для большинства важное значение имеет расположение дома, и здесь учитывается, как правило, близость к школе, детскому саду, работе, транспортной развязке. Для кого-то основным становится фактор цены: главное, собранной суммы должно быть достаточно, чтобы купить «трешку», и неважно, будет ли она в Октябрьском или Советском районе, прикидывает семья на пороге своего расширения, и т.д.
Посмотрим, как распределяются предпочтения самарцев по основным дифференцирующим факторам выбора недвижимости сегодня. Для этого обратимся к статистике сроков экспозиции объектов недвижимости в зависимости от разных характеристик и свойств и сверим с наблюдениями в отделах жилой недвижимости риэлторских агентств Самары.
Тип планировки
Согласно данным статистики от Поволжского Центра Развития, сегодня быстрее всего находят своего покупателя «малосемейки» и «гостинки» - 96 и 101 день в среднем соответственно. Чуть больше средний срок экспозиции «ленинградок» (110) и «хрущевок» (115). Более комфортные, но и более дорогие квартиры 90-й серии (130 дней), улучшенной планировки (127) и элитки (130) продаются в среднем на 20-15 дней дольше, тогда как квартиры сталинской планировки экспонируются дольше еще на 6 дней. Самый низколиквидный старый фонд продается дольше всего – 142 дня.
Статистика от агентств недвижимости демонстрирует практически ту же картину предпочтений. Так, если не брать в расчет «малосемейки», которые всегда расходятся, как горячие пирожки, мы видим, что лидером по предпочтениям среди самарцев являются квартиры улучшенной планировки. Так, согласно данным АН «Ивановой Дарии», до 50% всех клиентов выбирают свой объект недвижимости именно среди «улучшенок», тогда как квартирам хрущевской планировки предпочтение отдают 15% клиентов, ленинградской - 10%, сталинской - 10% , элиткам - 10%. Старый фонд покупают только 5% клиентов агентства. По данным АН «Визит», ситуация выглядит следующим образом: за последние 4 месяца 2010 года «хрущевки» покупали 30% клиентов, тогда как предпочтение «улучшенкам» отдавали на 3% больше (33%). В остальном спектр предпочтений выглядел следующим образом: сталинская планировка - 12%, ленинградская - 9%, «гостинки» - 5%, «малосемейки» - 2% , элитки - 7%, старый фонд - 2%.
Количество комнат
Тенденция к повышенному спросу на однокомнатные квартиры сохраняется. Так, по данным ПЦР, быстрее всего продаются «однушки», срок экспозиции которых держится в районе 108 дней. Сроки продажи «двушек», «трешек» и четырехкомнатных квартир различаются в среднем на 4 дня. Так, среднестатистическая «двушка» экспонируется 121 день, «трешка» – 125, а квартира с 4 жилыми комнатами – 126 дней. Данные от агентств недвижимости отражают ту же картину. Структура спроса распределяется примерно следующим образом: 49% клиентов отдают предпочтение однокомнатным квартирам, 28% - двухкомнатным, 18% - трехкомнатным, 4% - четырехкомнатным и более.
Этаж
Сохраняется традиционная взаимосвязь спроса и этажа расположения объекта. Среднестатистический покупатель по-прежнему старается избегать квартир на нижних этажах (первый, второй). Они, согласно статистике от ПЦР, продаются дольше всего - 128 дней. «Верхний этаж не предлагать» требуют меньше покупателей – такие квартиры продаются быстрее и экспонируются только 118 дней, тогда как средние этажи по-прежнему являются более предпочтительными – они продаются в среднем за 116 дней. По некоторым наблюдениям, наибольшим спросом пользуются 3-7-й этажи многоэтажек, а самым востребованным является 5-й этаж многоэтажного дома. В пятиэтажках это 3-й этаж.
Район
Многие эксперты ставят на первое место по влиянию на выбор покупателя месторасположение объекта недвижимости. Согласно данным статистики от ПЦР, сегодня быстрее всего с рынка уходят квартиры в Промышленном районе города – в среднем за 114 дней, с разницей в один-два дня продаются квартиры в Красноглинском, Ленинском, Советском районах, тогда как в Октябрьском районе, привычном лидере продаж, жилье продается за 123 дня, что приравнивает его к Кировскому району, где такой же срок экспозиции. Дольше всего объекты «висят» в Самарском и Железнодорожном районах. Статистика от агентств недвижимости очень разнится, что объясняется наличием или отсутствием офисов и филиалов в том или ином районе. Однако в целом эксперты подтверждают наличие такой тенденции, как повышение интереса среди покупателей к Промышленному району. Так, по словам Дарии Ивановой, руководителя АН «Ивановой Дарии», первое место всегда отдавалось типовой 1-комнатной квартире улучшенной планировки в Октябрьском, Ленинском, Железнодорожном, Промышленном районах, что подтвердила и статистика по IV кварталу 2010 года. Однако приоритет передвинулся в Промышленный и Кировский районы.
Самая лучшая квартира
Обобщая все выводы, можем составить образ самого востребованного объекта недвижимости, по мнению самарцев (если не брать в расчет «гостинки» и «малосемейки», которые по-прежнему бьют все рекорды востребованности). Это расположенная на одном из средних этажей дома улучшенной планировки однокомнатная квартира в Промышленном районе Самары. Из дополнительных универсальных свойств: близость транспортных магистралей, но расположение не на первой линии улицы, а в глубине уютного двора, наличие развитой инфраструктуры, школы, детского сада, торгового центра в шаговой доступности, детской площадки у дома и парковки.
КОММЕНТАРИИ
Олеся Карпенко, управляющий отделом жилой недвижимости АН «Визит»:
- При выборе жилья на вторичном рынке недвижимости покупатель ориентируется на множество критериев – таких, как планировка, материал стен, наличие балкона или лоджии, год постройки объекта, качество ремонта, удаленность объекта от центра, близость к Волге, наличие транспортной развязки, развитой инфраструктуры и, конечно же, стоимость.
Надо отметить, что покупателями квартир являются люди с разными возможностями и жизненными ситуациями, поэтому выбор конкретного объекта зависит от субъективных причин. Хотя не всегда получается подходить к покупке жилья исключительно рационально. Все же иногда чувства берут верх над разумом, и покупатель выбирает квартиру, потому что она ему нравится.
Дария Иванова, генеральный директор АН «Ивановой Дарии»:
- Покупатель в первую очередь ориентируется на местонахождение приобретаемого объекта относительно каких-либо важных для него мест – работы, школы, места проживания представителей старшего поколения и т.п., то есть старается выбрать объект с наиболее удобным для него месторасположением.
К сведению
Средний срок экспозиции вторичного рынка жилья Самары, по данным на конец 2010 года, составил 121 день. На протяжении года этот показатель вел себя неравномерно: в начале года он составлял 115 дней, во втором квартале снизился до 102 дней, а потом вырос до 121 дня. Дольше всего в экспозиции находятся квартиры старого фонда - в среднем 142 дня. Наиболее ликвидными были и остаются «малосемейки», средний срок экспозиции которых менее 100 дней (96).