Недвижимость Светлана Малышева, декан факультета дизайна СГАСУ: «Человек обладает уникальным свойством самостоятельно преобразовывать среду и тем самым создавать новые условия для своего изменения»

Светлана Малышева, декан факультета дизайна СГАСУ: «Человек обладает уникальным свойством самостоятельно преобразовывать среду и тем самым создавать новые условия для своего изменения»

Пожалуй, не найдется человека, который хотя бы раз в жизни по-настоящему не увлекся идеей или процессом обустройства своего дома. Каждый стремится воплотить в своем жилище личные представления об уюте и комфорте. И все чаще воплощение заветной мечты об идеальном домашнем очаге жители нашей страны доверяют профессионалам. Что же такое дизайн интерьеров, в чем сложности работы дизайнеров, как отличить грамотного специалиста от дилетанта рассказала читателям сайта Dom63.ru декан факультета дизайна Самарского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат архитектуры, доцент, член Союза архитекторов России Светлана Малышева.

– Светлана Геннадьевна, насколько велика история дизайна интерьеров?

– Если смотреть не на современную трактовку словосочетания «дизайн интерьера», а на проблему декорирования интерьера, то мы можем заглянуть в самую глубь истории. Даже в античной архитектуре, архитектуре Древней Греции, в тех же Помпеях, мы увидим прекрасные образцы оформления интерьеров мозаикой. В каждое время были свои способы и подходы к обустройству пространства дома. Однако интерьеры всегда вызывали большой творческий интерес. И в каждом историческом периоде особое внимание уделялось не только строительству самого здания – жилого, общественного, культового, но и решению интерьеров. И в каждой эпохе мы найдем свои уникальные особенности: предпочтительные цвета, декоративные элементы, мебель.

А в современной трактовке «дизайн интерьера» в России (именно как профессиональная деятельность) заявил о себе около двадцати лет назад. Подобное, безусловно, существовало и до этого, но немного под другим названием – декорирование интерьера, архитектурные решения интерьеров. Причем это было областью деятельности архитекторов и не выделялось в отдельное направление. Если посмотреть на историю этой профессии в нашей стране, то можно обнаружить, как постепенно происходила ее трансформация. Изначально инженер-строитель в России назывался «зодчий», и отдельно такого понятия как архитектор не существовало. И вплоть до 18 века в нашей стране работали специалисты-универсалы, которые обучались как строительному мастерству, так и умению рисовать и проектировать. Выделение архитектурной профессии, на мой взгляд, произошло только при Петре I. В нашем городе архитектурный факультет в строительном университете открылся в 70-е годы 20 века. А первых студентов по курсу обучения дизайну среды мы набрали только в 1997 году. Вторым направлением стал дизайн костюма, который открылся параллельно. Нужно отметить, что в нашем вузе факультет дизайна открылся на базе архитектурного факультета, что дало ему очень мощную подпитку и позволило нам довольно быстро выйти на достойный уровень.

– С чем, на ваш взгляд, связано то, что люди уделяют столько времени и внимания обустройству своего дома? Почему в последнее время дизайн интерьеров получил в нашей стране столь мощное развитие?

– Это не столько российская особенность, сколько общемировая тенденция. И связана она с тем, что как раз в конце 20 века мировое сообщество перешло в постиндустриальный период своего развития. Общество стало сильно изменяться за счет появления Интернета, открытий в квантовой физике и т.д. Сформировались и новые отношения. Сейчас мы уже не представляем себя без сотового телефона, интернета и т.д. Пользуясь всеми этими благами, люди становятся более раскрепощенными, более тонко чувствующими то, что их окружает. Мы стали более требовательными к своему окружению. И именно эта потребность в комфорте, способность его оценить привела к столь трепетному вниманию к обустройству своего дома. Кроме того, в связи с тем же технологическим прорывом за последние годы у нас появилась техника, которая позволяет значительно высвободить время. Это тоже очень важный аспект. Благодаря этому мы можем остановиться и свободным взглядом посмотреть на то, где мы живем. То есть мы становимся более качественными потребителями жизни. Это один из важных признаков постиндустриального общества – человек высвобождается от банальных бытовых проблем и у него появляется время на отдых, на творчество, на спорт, на здоровье и т.д. Человеку все больше хочется следить за собой, одеваться в красивую одежду, ездить на хороших машинах и, конечно, жить в красивом, удобном и комфортном доме. Многие, говоря об обществе потребления, придают этому отрицательную окраску. Однако, на мой взгляд, напротив, это положительная черта современного общества – человек стремится к качеству жизни. Именно поэтому он все больше ищет эстетики в том, что его окружает – в интерьере своего дома или общественных мест. Мы становимся настоящими ценителями интерьеров. Поэтому последнее время все больше внимания уделяем той среде, где мы живем, работаем и отдыхаем.

– Дизайн – это больше творчество или бизнес?

– На самом деле любое творчество может быть хорошим бизнесом. Конечно, не у всех от рождения бывают развиты и творческая жилка, и бизнес-чутье. Я часто наблюдаю за нашими студентами и вижу, что бывают творческие ребята, но напрочь лишенные вот этой предприимчивости, бизенес-хватки. А есть, напротив, такие, которые творчеством занимаются очень скупо – технически они все выполняют грамотно, но особой оригинальностью решений не отличаются. При этом, уже сейчас ясно, что они будут шикарными управленцами и бизнесменами. Но основную массу студентов мы учим быть и творческими, и при этом даем им очень много организационных дисциплин. То есть даем основу для того, чтобы по окончании вуза они могли смело самостоятельно заниматься собственным дизайнерским бизнесом. Здесь, конечно, многое зависит и от внутренней организации, и от помощи старших. А иногда нужен хороший партнер. Знаю несколько случаев, когда объединяются два дизайнера: один более собранный, организованный – становится директором, а второй – более творческий – становится арт-директором. И вместе они очень продуктивно работают. Поэтому, если говорить в целом, дизайн – это творчество, которое может стать хорошим бизнесом. Но, конечно, не имея творческой составляющей, создать оригинальный и интересный проект нельзя.

– Насколько развит рынок дизайнерских услуг в Самаре и области?

– С 1997 года наш вуз выпустил восемь выпусков профессиональных дизайнеров. В каждом где-то по 15 человек. Конечно, для такого большого города как Самара этого недостаточно. Поэтому до сих пор значительную часть спроса на профессиональный дизайн интерьера в нашем городе покрывают архитекторы. Хотя сейчас все больше архитекторов при проектировании интерьеров привлекают к своей работе дизайнеров, поскольку они более подготовлены именно по своему профилю. Специфика подготовки дизайнеров среды более соответствует требованиям, которые сегодня предъявляются к работе профессионалов и специалистов в этой области, поэтому они явно выигрывают конкуренцию. Но то, что на рынке до сих пор работает множество непрофессионалов и самоучек говорит о том, что рынок еще не насыщен. Поэтому нашим дизайнерам в ближайшее время вряд ли будет угрожать безработица. И даже финансовый кризис лишь немного отразился в снижении объемов работы, но какого-то катастрофического влияния на дизайнеров не оказал. Они по прежнему востребованы: люди заказывают проекты и жилых интерьеров, и общественных, и офисных. Рынок потребителей постепенно расширяется, поэтому профессиональных дизайнеров все-таки пока не хватает.

– Сколько времени необходимо, чтобы стать профессиональным дизайнером?

– Чтобы стать профессиональным дизайнером необходимо как минимум шесть лет обучения и еще 3-4 года, чтобы набраться опыта. Хотя в нашему вузе успешные студенты-дизайнеры, которые хорошо себя хорошо показали во время обучения, начинают практиковать уже после четвертого курса. Но все равно такую практическую обкатку они проходят на протяжении несколько лет после окончания университета. Поэтому о профессионализме в дизайне, на мой взгляд, можно говорить после 10 лет плодотворной работы. С другой стороны, к нам нередко обращаются организации и даже частные заказчики за свежестью идей. И так часто получается, что самые передовые идеи рождаются как именно в студенческой среде, среди тех, кто еще только набирается опыта.

– Как отличить профессионала от дилетанта? И есть ли в этой отрасли деятельности такое понятие как дилетант?

– К сожалению, даже потребовав документ о высшем или среднем профессиональном образовании, вы не всегда можете до конца обезопасить себя от того, что с вами работает дилетант. Проблема заключается в том, что следуя за требованием времени и общества, многие вузы, не имея на то никаких кадровых оснований, стали открывать у себя дизайнерские факультеты. В нашем же университете очень мощная база – уже 40 лет существует архитектурный факультет, который зарекомендовал себя как один из лучших в стране. На основе него возник дизайнерский, который также за очень короткий период времени стал ведущим в России. В принципе по направлению дизайна среды и дизайна костюмов в последнее время наши студенты борются не столько за первые места на всероссийских конкурсах, сколько за первые места на соревнованиях международного и мирового уровня.

Если же говорить о том, как оценить практические навыки дизайнер, то каждый уважающий себя профессионал должен продемонстрировать клиенту свое портфолио. И в общем-то даже человек далекий от дизайна интерьера, просмотрев это портфолио, сможет составить свое мнение о мастерстве специалиста. Главное, чтобы в этой подборке были представлены из действительно работ это автора. Чтобы в этом убедиться, дизайнеру можно задать профессиональные вопросы и услышать на них ответы. Настоящий дизайнер очень быстро реагирует на любые вопросы, и компетентность его моментально становится ясной. Желательно еще, если вы увидите несколько объектов, выполненных по проекту автора. Многие профессионалы таким образом демонстрируют свое мастерство. Ну а когда человеку нечего показать, то это по меньшей мере странно.

– Каковы основные критерии оценки дизайнерских проектов? Насколько это субъективная материя или дело вкуса?

– Безусловно, это дело вкуса. Но, конечно же, дизайнер должен уметь делать не только красивый интерьер, который можно оценить на уровне «нравится – не нравится». Кстати профессионал может с легкостью работать в разных стилях, отвечая, тем самым, потребностям и предпочтениям своего заказчика. Но главное, дизайнер должен сделать пространство не только красивым, стильным, но и сочетать все элементы и предметы между собой, увязать их в единую композицию. Вот это чувство композиции, стиля, цвета, массы, объемов, отсутствие перегруженности очень важны, поскольку создают ощущение гармонии. А вот чувство гармонии, между прочим, в отличие от чувства стиля и вкуса, практически у всех людей одинаковое. Поэтому оценивая проект, следует обращать внимание не на стиль в первую очередь, а на гармоничность интерьера. Но самое важно, что иногда бывает сложно оценить, - это умение дизайнера создать комфортное пространство. И это самый большой профессионализм. Навести красоту – одно, а вот сделать так, чтобы в этой красоте было удобно и комфортно жить и пять, и десять лет – совершенно другое.

Кроме того, важно отследить, насколько технически верно выполнены дизайнерские задумки. Часто бывает, что лучшие идеи могут быть испорчены неопытной строительной бригадой. Поэтому по завершении работы вскрываются проблемы. Из-за нарушения технологий могут пойти трещины, что-то скрепит, где-то коробит. И это сразу же на нет сводит всю красоту. Поэтому многие опытные дизайнеры осуществляют не только дизайнерский контроль, но и надзор за строительным процессом. Это уже высший пилотаж. Сделанный под руководством дизайнера качественный ремонт стоит без каких бы то ни было изменений и нарушений как минимум десять лет. Если у вас через два три года начинаются проблемы, это дает о себе знать качество произведенных работ и несоблюдение технологий.

– Может ли обычный человек обучиться азам дизайнерской деятельности?

– У нас в университете уже 11 лет работают курсы повышения квалификации по направлению дизайна интерьеров. Эти курсы были рассчитаны на то, что архитекторы, желающие углубить свои знания, и строители на основании своего образования могут получить дополнительное дизайнерское образование и свидетельство о повышении квалификации. Всем остальным желающим обучиться азам дизайнерской деятельности мы также даем знания и свидетельство о прохождении курса. Это не диплом, он не дает право на ведение профессиональной деятельности, поэтому мы берем всех. Ограничений по возрасту тоже нет никаких. У нас учатся и студенты, и люди старшего возраста – за 50-60 лет.

Интересно, что в этих группах нередко появляются люди с очень развитым чувством вкуса и стиля, они очень быстро учатся. У кого-то была база художественной школы, кто-то сам когда-то увлекался этим направлением. Приходили и дилетанты, которые, тем не менее, имели какой-то опыт: делали интерьер сами у себя или у друзей. И так получилось, что небольшая часть слушателей по завершении курсов стали профессионально заниматься проектированием. Годовое образование для людей с высшим профильным (инженерным строительным или архитектурным) образованием и четким пониманием того, для чего это им нужно, оказалось вполне достаточным. Остальные повысили свой уровень знаний в этой области, получили понимание сложности этого процесса. Наш принцип: мы не даем просто «корочки», мы даем знания. В заключении у нас идет междисциплинарный экзамен, не сдав который получить свидетельство нельзя. Курсы повышения квалификации в первую очередь направлены на то, чтобы как можно большее количество людей получило возможность узнать, что же это такое дизайн интерьера, с какими сложностями связано проектирование. Очень часто на этих занятиях мы готовим опытных хороших заказчиков, которые потом общаются с дизайнерами на одном языке, задают им профессиональные вопросы.

– Может ли, на ваш взгляд, человек без профессионального образования и диплома создать действительно талантливый проект?

– Даже если у человека великолепное врожденное чувство вкуса, отсутствие профессиональных знаний в области дизайна не позволит ему сделать талантливый проект. Конечно, были своего рода самородки, уникальные люди, гении. Но они тоже долго учились – не в институте, а ездя по миру, работая с выдающимися мастерами. Говорить о том, что человек без какой бы то ни было подготовки будет выдавать безумно талантливые дизайнерские проекты, не стоит. Чтобы делать дизайнерскую работу недостаточно обладать только чувством стиля и вкуса. Необходим огромный багаж технических знаний, понимание особенностей эргономики и т.д. Поэтому, на мой взгляд, дилетант профессиональный дизайнерский проект создать не сможет. Хотя иногда те, кто обладает вот этим врожденным чувством стиля и определенными наклонностями к дизайнерской деятельности, не имея профессии, делают в своих квартирах и домах интересные проекты. И поскольку делают они его для себя, сами же потом на своих ошибках учатся.

– Правда ли, что дизайнерский интерьер – это дорогой интерьер?

– Дизайн интерьера – это в первую очередь создание качественной среды. А качественная среда – это среда, сделанная комфортно, удобно и стильно. При этом стильно – вовсе не значит дорого. Стиль – это умение сочетать гармонию цветов, крупного и мелкого. Все это вместе дает эстетичную среду, которая позволяет воспитывать достойную личность. Есть знаменитая философская дилемма: человек создает среду, а среда – человека. И где заканчивается один процесс и начинается второй – не понятно. Человек – это субъект, который обладает уникальным свойством не только создаваться средой, но и самостоятельно ее преобразовывать, тем самым создавая новые условия для своего последующего изменения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Рекомендуем
Объявления