Одна из наиболее крупных управляющих компаний Самары ЗАО «ПТС-Сервис» в борьбе с долгами по квартплате решила прибегнуть к непопулярной, но законной мере – начислять неплательщикам пени за каждый день просрочки платежа. Эксперты убеждены, что такой подход к работе с должниками вряд ли будет иметь высокую эффективность.
На сайте управляющей компании «ПТС-Сервис» появилось информационное сообщение, извещающее собственников жилья о том, что за неуплату жилищно-коммунальных услуг за один и более месяц будет взиматься пени.
«Пени будут взиматься за каждый день просрочки с суммы, вносимой после десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты», – говорится в сообщении, опубликованном УК «ПТС-Сервис».
Вводя такую меру воздействия на должников, в управляющей компании ссылаются на Жилищный кодекс. Так, в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты. Рассчитывается пени от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Кроме того, строго запрещается увеличение установленного законом размера пеней.
Несмотря на то, что такой способ воздействия на должников как взимание штрафа за каждый день просрочки предусмотрен законодательством, ЗАО «ПТС-Сервис» – первая самарская управляющая компания, решившая к нему прибегнуть. Толкает же УК на подобные меры рекордная сумма долга жителей областной столицы за жилищно-коммунальные услуги. Всего, по данным на начало августа, самарцы задолжали коммунальщикам около двух миллиардов рублей. Существенная доля этой суммы приходится на «ПТС-Сервис», которая обслуживает сотни многоквартирных жилых домов в Октябрьском, Советском, Самарском и Железнодорожном районах.
Основной метод взыскания задолженности по жилищно-коммунальным услугам, по признанию большинства управляющих компаний, – судебно-претензионная работа. Однако в «ПТС-Сервис» признаются, что эффективность обращений в суд не высока. Так, за 2008-2010 годы филиалу УК по Советскому району удалось добиться вынесения более двух тысяч судебных решений в отношении должников на сумму в 25 миллионов рублей. Но реально погасили задолженность перед управляющей компанией далеко не все. Сбор долгов по вынесенным судебным решениям составил, по данным на начало 2011 года, лишь 14 миллионов рублей, то есть всего 60% от общего долга.
«Пени – еще одна попытка управляющей компании собрать хотя бы часть накопленной задолженности с неплательщиков. Но вряд ли стоит ожидать серьезного повышения платежей. Тем более что пени составляют считанные копейки», – отмечает председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.
Сам по себе размер штрафных санкций – 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (8,25%) – в денежном эквиваленте составляет чуть больше двух копеек. Таким образом, за месяц просрочки должнику начислят чуть больше 80 копеек пени.
Поэтому введение штрафов – это скорее еще одна попытка управляющей компании повысить платежную дисциплину собственников жилья. При этом столь минимальные пени – скорее метод психологического воздействия на должников.
Методы психологической борьбы со злостными неплательщиками в самарских УК и не только практикуют достаточно часто. К примеру в новокуйбышевской «Новоградсервис» на двери должников наклеивали разноцветные стикеры с надписью о том, что в квартире живет неплательщик. Другие УК включают номера телефонов должников в программу автодозвона. Но подобное давление на психику нередко приводит к обратному эффекту: люди отказываются платить уже в знак протеста.
А в случае с начислением пени такой эффект может быть усилен еще и в связи с тем, что должного оповещения собственников о введения этой меры в «ПТС-Сервис» не провели. За исключением небольшого информационного сообщения на сайте УК, никаких других извещений жители не получили. А это значит, что уже в ближайшее время, обнаружив в квитанции по квартплате «лишние» копейки, собственники обрушат целый шквал возмущенных звонков и обращений на управляющую компанию.