На последнем заседании комитета по вопросам строительства, имущественным и земельным отношениям Думы городского округа Самара депутаты рассмотрели вопрос о работе по ликвидации ветхих зданий. Курирует эту тему специально созданная рабочая группа по координации усилий органов местного самоуправления.
Руководителем этой группы является заместитель главы города Александр Ефремов. Именно он и рассказал о проблемах, выявленных в рамках работы структуры. В первую очередь, Ефремов подчеркнул, что со сносом ветхих и даже опасных для жителей города домов не все так просто. «Как правило, в ветхих домах и тех, что сгорели, около 70% квартир – частные, то есть оформленные в собственность гражданами. Как правило, все эти люди, даже если они уже не проживают в этих домах, ждут, что им предоставят новое жилье или выкупят их квартиры», – объясняет Александр Ефремов. А поскольку квартиры в собственности, то без согласия всех владельцев никто с этими домами ничего делать не может. Но, по словам руководителя рабочей группы, многие дома находятся в таком состоянии, что просто опасны для общества – зачастую обгоревшие балки свисают над пешеходной зоной. «Однако по закону, если квартира в собственности, то мы должны ее выкупить по рыночной цене либо предоставить взамен благоустроенное жилье, а это все весьма затратно», – разъясняет Александр Ефремов. То есть жители в своих ожиданиях не ошибаются – все должно быть именно так, как они того ожидают. Остается лишь решить финансовый вопрос, что довольно сложно.
По информации Ефремова, все ветхие и аварийные дома разбиты на несколько групп. В первой находится всего четыре муниципальных дома, жильцы которых уже переселены в благоустроенное жилье. Таким образом, по сути, в отношении этих домов уже можно начать работу по оформлению их сноса. Однако на это у департамента управления имущества нет денег. «На ликвидацию каждого дома нужно в среднем 600-800 тысяч рублей. Плюс к этому департамент должен оформить земли под данными домами с постановкой их на кадастровый учет. На это потребуется еще около 7 миллионов рублей. В настоящее время мы занимаемся этим вопросом», – рассказал Александр Ефремов.
Ко второй группе отнесены 29 домов, пострадавших от пожара. Все они пустуют, но большинство собственников жилья в этих домах не расселены, а проживают сейчас у знакомых, родственников, на съемных квартирах.
«Мы предлагаем такой вариант. Документально подтвердить, что дома представляют угрозу для людей, снести их. Параллельно с этим департамент управления имущества будет оформлять земельные участки. Но возможны жалобы жильцов и обращения их в суды с тем, чтобы им предоставили другое жилье. Эти вопросы можно будет решать по мере поступления. Предлагаем такой вариант решения, поскольку эти здания действительно опасны – с ними рядом просто страшно находиться, ведь они могут обрушиться в любой момент», – сообщил Александр Ефремов.
И к последней группе причислены те дома, которые вошли в адресные целевые программы по сносу и расселению ветхого жилья.
Отметим, что расселением жителей аварийных домов департамент управления имуществом занимается уже сейчас. По словам заместителя руководителя ведомства, до конца года планируется предоставить жилье жителям 10 домов. «Основная задача для нас – сохранение земельных участков под этими домами за городом», – подчеркивает Вадим Кужилин, заместитель руководителя департамента. При этом он пояснил, что этот процесс также довольно длителен и затратен. Ведь по сути специалисты ведомства должны получить свидетельства на право собственности каждого жилого помещения в доме в отдельности, поскольку собственники разные. Для этого необходимо провести техническую инвентаризацию всех этих помещений. Только после этого уже можно оформлять земельный участок. Затем департамент издает указ о сносе здания, принимается соответствующее решение. После этого проводится тендер на право сноса здания. «Но сейчас на это не заложено ничего. Мы подали заявку на выделение 241 миллиона рублей из бюджета на эти цели в следующем году. Но пока нам департамент финансов не согласовал ни копейки», – сообщил Вадим Кужилин. При этом он подчеркнул, что без согласия собственников снос проводить нельзя. Также он отметил: основная сложность в том, что такая работа в городе проводится впервые. «До сегодняшнего дня ни одного документа об изъятии земельного участка и ни одного факта сноса аварийного дома в городе не было».
При этом, по мнению Вадима Кужилина, город через все эти процедуры должен пройти, какими бы сложными они ни были. «Я не вижу смысла выходить с какими-либо инициативами по внесению поправок в тот или иной федеральный закон для скорейшего решения этого вопроса. Единственное, что сможет нам помочь в этой ситуации, это возврат неразграниченных территорий в ведение города».
С этим согласился и председатель комитета Сергей Алехин, который заявил: «Наверное, имело бы смысл главе города выйти с таким предложением на область, все-таки вернуть право распоряжения землей и заняться разграничением территории. Действительно, отсутствие закрепленного права собственности на землю в муниципалитете препятствует в реализации множества программ и предоставления под застройку, проведения аукционов и так далее».
Что же касается деятельности рабочей группы, то ее Сергей Алехин оценил положительно, отметив, что для города уже большой шаг вперед в том, что проблема перестала замалчиваться. «Радует и то, что мы наконец-то начали серьезно заниматься изучением этого вопроса. Теперь надо отрегулировать финансирование. Безусловно, город должен попросить помощи у бюджетов вышестоящих уровней – своими силами нам с таким объемом работ не справиться».
Цифра:
533 дома вошли в реестр ветхих жилых домов, сформированный департаментами управления имуществом и строительства.