В Самаре предлагают разработать единую схему уборки внутриквартальных территорий, при которой все виды работ в определенном районе города будет выполнять один подрядчик. А расходы на оплату его услуг будут нести управляющие компании, организации и предприятия, за которыми данные участки закреплены. Только в этом случае, убеждены эксперты, можно добиться порядка и чистоты во дворах жилых домов.
Благоустройство территории города, несмотря на бытующее убеждение, не только забота коммунальных предприятий. Следить за чистотой и порядком на прилегающих земельных участках должны и в образовательных, и в медицинских учреждениях, и в так называемых объектах потребительского рынка – попросту в магазинах и на рынках. В минувшем году в городской администрации началась работа по закреплению территорий Самары за тем или иным предприятием или управляющей компанией (если речь идет о дворовых территориях).
По словам заместителя руководителя департамента благоустройства экологии Игоря Сапрыкина, на сегодняшний день районные администрации заключили 15 763 соглашения на содержание прилегающих площадок и охватили тем самым более 95 процентов всех городских территорий.
Однако, несмотря на высокие показатели закрепленных территорий, чище в городе стало не на много. Всего в Самаре с начала года в городской административно-технической инспекции выписали 471 протокол о ненадлежащем содержании участков. Большинство нарушений связано с деятельностью предприятий потребительского рынка. Мусор, испорченные продукты и пустые картонные коробки зачастую просто выбрасывают прямо на улицу либо захламляют крупногабаритными отходами контейнерные площадки, относящиеся к жилому фонду. «Мы собрали данные обо всех жалобах жителей на ненадлежащее содержание территорий по избирательным округам. Оказалось, что большая часть претензий приходится именно на работу объектов потребительского рынка и нарушения, связанные с содержанием контейнерных площадок, находящихся опять-таки неподалеку от торговых предприятий», – рассказывает Вера Попова.
По мнению депутата Алексея Дегтева, причина того, что большая часть территорий в Самаре закреплена в части содержания и благоустройства, но все равно не убирается, отсутствие у предприятий, как коммунальных, так и потребительского рынка, надлежащего ресурсного обеспечения: персонала, уборочной техники. «На мой взгляд, имеет смысл при заключении с тем или иным предприятием соглашения на содержание прилегающей территории прописывать ресурсное обеспечение, какой техникой располагает хозяйствующий субъект. По сути, даже взяв на себя обязательства по уборке участка, организации, особенно в зимний период, проявляют полную беспомощность. Если собрать и вынести мусор можно малыми силами, то чтобы расчистить и вывезти снег, бороться с гололедом, необходимо привлекать технику», – отмечает депутат Дегтев.
Не лучшим образом обстоят дела и с привлечением спецтехники для уборки территорий в районах. «На весь Советский район, по данным департамента благоустройства и экологии, заключен всего один договор с компанией, которая предоставляет спецтехнику, в том числе на расчистку снега», – заметила депутат по одному из округов Советского района Вера Попова.
В результате снег с дворовых территорий практически не вывозится. Либо вывозится, но не на специальные полигоны за городом, а на ближайшую и уже расчищенную силами муниципального предприятия «Благоустройство» проезжую часть.
«Дело в том, что у нас в городе до сих пор не разработана и не принята единая схема механизированной уборки. Необходимо восстанавливать ту систему, которая работала при советской власти и какой-то период после. Коротко говоря, услуги по содержанию определенной территории должен выполнять один подрядчик, а все субъекты – предприятия, за которыми эта территория закреплена – заключают с ним договор по оплате. В некоторых городах России уже используется такая схема», – считает депутат Николай Скобеев.
Как сообщил Игорь Сапрыкин, в департаменте уже прорабатывают возможность внедрения такой системы. В частности, с 1 апреля начнет действовать схема, при которой дороги будут убираться вместе с тротуарами и газонами силами одной подрядной организации. «Что же касается понуждения предприятий потребительского рынка или управляющих компаний заключать договоры с подрядчиками на уборку прилегающих закрепленных территорий, то это вопрос с юридической точки зрения еще не до конца проработан», – отметил Игорь Сапрыкин.