Управление Росреестра по Самарской области в последние годы претерпело множество реформ. В частности, полтора года назад ведомство перешло на единый федеральный информационный ресурс. И в последнее время проводится большая работа по развитию различных on-line сервисов.
Об этом и многом другом говорили на встрече за круглым столом руководитель ведомства Вадим Маликов и представители риэлторских и строительных компаний. Ведь проблем при оформлении документов по-прежнему предостаточно.
Среди вынесенных на обсуждение – вопросы о том, почему столь велики сроки ожидания ответа от регистрационной службы, как наладить более грамотное и взаимовыгодное взаимодействие между Росреестром и риэлторами. При этом обозначенные проблемы касались и интересов простых горожан.
Так, заместитель руководителя службы рассказал о том, как обычный человек, не прибегающий к помощи риэлторов при покупке жилья, может запросить информацию о том или ином объекте недвижимого имущества через Интернет. Через сетевые службы граждане могут оформить запрос и узнать о возможных обременениях на жилье, которое хотят приобрести, а также убедиться в отсутствии прав других лиц на это имущество.
Переход на единый федеральный ресурс принес, по словам Вадима Маликова, немало новых возможностей. В частности, выписки о правах на недвижимое имущество еще два года назад можно было получить только на той территории, на которой это самое имущество находится. Например, информацию о доме, расположенном в Красноармейском районе, могло дать только местное отделение Росреестра: нужно было ехать туда и там подавать запрос. Теперь такие сведения можно получить в любом отделении ведомства.
Есть, конечно, в реорганизации и «шероховатости», связанные с ощутимым сокращением штатов и нехваткой сотрудников. По словам Вадима Маликова, в ведомстве – «текут» кадры, зарплаты оставляют желать лучшего. Все это влияет на скорость и качество работы. Об этом он упомянул в связи с тем, что многие риэлторские и строительные компании недовольны долгими сроками обработки их запросов.
Наиболее интересно то, что 29 июля текущего года вступил в силу закон, согласно которому с 1 января 2013 года функции по приему документов на обработку Росреестр делегирует другим организациям: кадастровой палате, органам местного самоуправления и многофункциональным центрам. Кстати, в Самаре уже есть МФЦ, и он работает.
«Все это приведет к тому, что наши специалисты не будут принимать документы. Основной задачей их станет правовая экспертиза», – пояснил Вадим Маликов. Однако для того, чтобы регистрационный «конвейер» работал нормально, новых специалистов, к которым перейдут функции приема документов, надо будет обучить. Ведь процесс правовой экспертизы связан с анализом каждого случая: все ли документы поступили, в нужном ли качестве они оформлены. Так что к процессу обучения сотрудники ведомства намерены подойти очень серьезно.
Зачастую, по словам Вадима Маликова, задержки в оформлении тех или иных прав на недвижимость и обработке запросов происходят по причине предоставления неполного пакета документов. «Наши сотрудники вынуждены приостанавливать процесс оформления в связи с недостачей необходимых бумаг. Допустим, заявители их приносят за два дня до момента, когда должен быть оформлен ответ на запрос. Это же ненормально – есть определенные сроки на выполнение тех или иных работ», – подчеркивает руководитель регионального управления Росреестра. В итоге 25-30% всех заявок приходится приостанавливать.
Еще один важный аспект – электронные сервисы. Они, конечно, дают много новых возможностей, но работа с ними отлажена пока не полностью. Хотя некоторые уже себя показали. Из новшеств – возможность записаться на сделку через Интернет.
Но, как рассказал заместитель руководителя Росреестра Владислав Ершов, к сожалению, сервисы еще не пользуются большой популярностью у горожан. Однако новых возможностей предостаточно. Чего стоит одно только межведомственное взаимодействие, благодаря которому заявители теперь не обязаны предоставлять все документы. Так, разрешение на строительство и акт ввода объекта в эксплуатацию, по словам Владислава Ершова, не входят с 1 июля в список обязательных документов. «Их мы должны получать в рамках межведомственного взаимодействия у других ведомств – через электронные сервисы, либо (если служба еще к ним не подключилась) в рамках бумажного документооборота», – заявил представитель Росреестра. При этом он отметил: когда эти документы есть у заявителя на руках, их лучше предоставить, поскольку сейчас процедура взаимодействия в процессе отладки.
Появилась в свободном доступе публичная кадастровая карта, справочная информация по объектам недвижимости в режиме on-line. Правда, относительно последней у многих участников круглого стола возникли вопросы. По большей части они касались неточности данных: некоторые, пользуясь картой, получали информацию об отсутствии обременений в то время, как по данным из ЕГРП они имеются, причем несколько лет.
В общем, пока еще далеко не все настроено и отлажено. Но, по словам представителей Росреестра, все сервисы дорабатываются.
Справка
Зарегистрированных прав на объекты нежилого назначения:
2008 год – 4629;
2009 год – 3297;
2010 год – 3200;
2011 год – 4323;
Шесть месяцев 2012 года – 1841.
Договоров долевого участия:
2008 год – 2876;
2009 год – 4421;
2010 год – 5573;
2011 год – 7174;
Шесть месяцев 2012 года – 3605.
Факт
Количество операторов рынка недвижимости (риэлторские агентства РА и ИП)
Год РА ИП
2008 650 77
2009 406 114
2010 440 198
2011 348 171
2012 555 267
Цифра
8285 объектов недвижимости выставлено на продажу по состоянию на 8 августа 2012 года.