Торжественный и долгожданный для всех дольщиков момент – дом официально введен в эксплуатацию. Уже совсем скоро можно открыть входную дверь в новенькую квартиру собственным ключом и приступить к ремонту. Однако этому предшествует еще один важный этап – процедура приемки жилого помещения у застройщика. И к нему дольщикам стоит отнестись с должной серьезностью, чтобы впоследствии не столкнуться один на один с грубыми конструктивными дефектами и нарушениями. Как это сделать? Dom.63.ru подготовил пошаговую инструкцию.
Дождитесь госкомиссии. Прежде, чем начать передачу квартир и ключей от них дольщикам, застройщику необходимо получить официальное разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Для оценки результатов строительства созывается специальная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, генподрядчика, субподрядчика, проектировщика, органов государственного надзора, профсоюзных организаций. Главный государственный орган, который участвует в «приемке» новостроек, – Государственная инспекция строительного надзора. Причем специалисты ведомства подключаются не только на завершающем этапе, но и осуществляют контроль соблюдения технических регламентов в течение всего процесса строительства. «Помимо инспекции ко вводу дома в эксплуатацию присоединяются специализированные муниципальные органы. В Самаре это городской департамент строительства и архитектуры, а также служба главного архитектора. Их представители осуществляют проверку соответствия объекта строительства заявленным проектным решениям», – рассказывает эксперт самарского недвижимости рынка Вячеслав Рандаев. Также новостройка должна выдержать пожарный и санитарный надзор.
Вооружитесь договором. Госкомиссия пройдена, дом введен в эксплуатацию. Счастливые дольщики спешат осмотреть свои квартиры. Но спешка в этом деле может сыграть злую шутку. Поэтому лучше не торопиться, а для начала еще раз проштудировать подписанный договор долевого участия в строительстве. Именно в нем участники в обязательном порядке прописывают условия передачи квартиры, ее параметры, состояние и техническое оснащение. Посмотрите внимательно, какие пункты значатся в подписанном вами договоре. Обычно в стандартный набор входит подключение квартиры к водо-, газо- и электроснабжению (наличие электрощитка), центральному отоплению, установка окон, система центральной вентиляции (вытяжки). А вот остекление балконов и лоджий, вид стяжки пола, штукатурные работы и т. д. считаются дополнительными услугами и в договоре могут не значиться. «У разных строительных компаний этот перечень может отличаться. Одни застройщики сдают квартиры с чистовой отделкой, другие – с черновой. Третьи – вообще без отделки. Дольщик вправе требовать выполнения всех тех видов работ, которые указаны в договоре», – добавляет Вячеслав Рандаев. Кстати, стоит уточнить, нет ли расхождений между фактической площадью квартиры и количеством «квадратов», заявленных в договоре. «Такие несоответствия встречаются сейчас довольно часто. Причем нередко для дольщиков неприятным сюрпризом потом становятся требования застройщика доплатить за образовавшиеся лишние метры», – рассказывает генеральный директор риелторской компании «Агентство недвижимости Ивановой Дарии» Дария Иванова и уточняет, что способы регулирования подобных ситуаций также должны быть изначально прописаны в договоре долевого участия.
Прощупать «тонкие места». Когда со списком того, что должно быть в вашей новой квартире, вы ознакомились, можно переходить к реальному осмотру будущей жилплощади. На этом этапе следует не только проверить соблюдение тех или иных условий договора, но и проверить, буквально прощупав, качество исполнения заявленных работ. Отдельное внимание следует уделить качеству цементной стяжки пола (проверить отсутствие трещин, выпуклостей, впадин и т.д.), тому, насколько ровно установлены межкомнатные перегородки, выровнены стены. Грубые дефекты, как то некачественная кирпичная кладка, дыры и щели во внешних стенах, могут привести к тому, что зимой по квартире будут гулять сквозняки, станет холодно и очень влажно. Кроме того, важно удостовериться в том, насколько правильно установлены окна. В закрытом состоянии рама окна должна быть строго перпендикулярна полу, без перекосов и наклона, легко закрываться и открываться. Конденсат, образующийся на стеклах, особенно на балконе или лоджии, может говорить о том, что в квартире плохо работает вытяжка.
Согласовать дефектную ведомость. Если дольщик при осмотре квартиры обнаружил какие-то недочеты или грубые нарушения, он имеет полное право отказаться подписывать акт приемки-передачи. Вместо этого необходимо внести все зафиксированные «проколы» в дефектную ведомость, стандартная форма которой должна быть у застройщика. Последний в свою очередь определяет сроки устранения недочетов и согласует с дольщиком время повторного осмотра квартиры.
Подписать акт приемки-передачи. Многие дольщики уверены, что это документ является обычной формальностью. Однако, это не так. Добиться от застройщика исправления обнаруженных дефектов, которые мешают нормальной эксплуатации квартиры, после подписания акта приемки-передачи будет намного сложнее. Поэтому ставить свой автограф в этом бланке можно только после того, как застройщик выполнил все пункты, указанные в дефектной ведомости. Кстати, тем, кто не имеет необходимого опыта в строительной сфере и сомневается в своих возможностях адекватно оценить качество работ, эксперты советуют заручиться помощью специалиста и подписывать акт приемки-передачи после осмотра квартиры приглашенным независимым строительным экспертом.
Если всплывают скрытые дефекты. Бывает так, что какие-то серьезные недочеты дольщик обнаруживает уже после подписания акта приемки-передачи, например, во время проведения ремонта и отделочных работ. В таком случае добиваться от застройщика устранения серьезных скрытых дефектов можно в рамках гарантийных обязательств. «По новой редакции 214 ФЗ «О долевом строительстве» гарантийный срок, распространяющийся на жилые объекты, составляет пять лет. Если дольщик выявил скрытые дефекты в ходе эксплуатации квартиры, следует обратиться в письменной форме с указанием обнаруженных недочетов к застройщику. А он в свою очередь должен зафиксировать дефекты, установить причину их появления и обозначить сроки устранения», – объясняет адвокат Дмитрий Натариус. Если же застройщик уклоняется от выполнения своих обязательств, дольщик может обращаться с жалобой в Роспотребнадзор, поскольку на эту сферу также распространяется закон о защите прав потребителя. И уже в самом крайнем случае решение конфликта может перейти в судебную плоскость.
Фото: Черепанова Алина