Капитальный ремонт многоквартирных домов по общероссийской программе идет в Самарской области уже второй год. Несмотря на это, до сих пор почти 40 процентов жителей губернии продолжают бойкотировать выплату взносов в одноименный фонд. Причина – недоверие к новой системе, по которой деньги с людей собирают уже сейчас, а приводить в порядок дома начнут еще неизвестно когда. Многие опасаются, что взносы просто осядут в карманах нечистых на руку чиновников и так и не дойдут до жилфонда, нуждающегося в восстановлении. Единственное, что может переломить устоявшееся общественное мнение, убеждены эксперты, – это реальные результаты исполнения программы. Однако пока итоги работы регионального оператора в Самарской области в 2015 году далеки от выполнения заявленных планов.
Проблема первая: власти не могут, люди не хотят
Недоверие к самой системе капитального ремонта и отсутствие у самарцев элементарных представлений о том, как она работает, – одна из основных причин низкой эффективности программы. Так из 1 716 многоквартирных жилых домов Самаркой области, которые значились в планах регионального оператора – фонда капитального ремонта на 2015 год, в порядок привели лишь 1010. Выполнение программы составило в целом по региону около 59 процентов. Стоимость всех проведенных работ составила 2,686 млрд рублей. По остальным объектам ситуация выглядит следующим образом. 55 домов по разным причинам исключили из списка заявленных на проведение капитального ремонта: одни были признаны аварийными и подлежащими сносу, деньги на ремонт других собственники решили собирать на специальном счете. На 426 объектах подрядные организации не успели выполнить весь объем необходимых работы, поэтому завершать капремонт будут в течение 2016 года. Ремонт еще 225 многоквартирных домов, заявленных изначально в плане на 2015 год, так и не был начат. Работы по этим адресам перенесли на 2016 год.
Столь заметное отставание от графика капитального ремонта в Самарской области чиновники объяснили, в том числе, низкой вовлеченностью в процесс собственников многоквартирных домов. По словам замминистра энергетики и ЖКХ Самарской области Сергея Ульянкина, по многим объектам так и не были определены полномочные лица по взаимодействию с региональным оператором, где-то жители вообще отказывались сотрудничать с фондом либо затягивали сроки согласования предложений по списку необходимых ремонтных работ. «Отмечу, что на некоторых объектах собственники неоднократно – до четырех раз – изменяли виды работ, которые они считают нужным провести в своем доме», – отмечает Сергей Ульянкин. В результате начало работ на объектах откладывалось, а сроки ремонта существенно сдвигались.
По мнению депутата губернской думы Виталия Коротких, подобные ситуации чаще всего возникают в связи с недостаточно активной информационно-разъяснительной работой регионального оператора с самарцами, чьи дома включены в планы на проведение капитального ремонта. Особенно усугубляется ситуация в случае, когда активных собственников, готовых оперативно подключаться к решению возникающих вопросов, среди соседей не находится.
Проблема вторая: не хотят платить за кота в мешке
«С какой стати я должна платить за капремонт, если моему дому с нашей УК даже текущего ремонта не светит? Я заплатила немало за квартиру (плюс – с нее налог), я плачу немалую квартплату, так почему я должна платить за капремонт, который нужен развалюхам, за которые люди заплатили в 10 раз меньше при покупке и в 10 раз меньше коммуналки платят?» – возмущается в комментариях к одной из онлайн-конференций пользователь 63.ru Ольга. Подобных реплик от читателей на страницах сайта масса. Люди действительно не понимают, на что с них собирают эти пресловутые взносы, если каких-то более или менее отчетливых перспектив на ремонт в их домах в ближайшие годы нет. Масло в огонь подлили заявления об отказе от платежей на капремонт, которые весной прошлого года распространяли в Самаре противники программы. Однако в суде областному Фонду капитального ремонта удалось добиться взыскания долгов с неплательщиков. И пока служители Фемиды с настойчивым постоянством поддерживают регионального оператора в подобных исках. «С октября 2015 года отдел по работе с населением фонда подготовил 1300 претензий в адрес физлиц. Еще около 700 претензий направлено юрлицам. 350 исков уже находится на рассмотрении в судах», – рассказывает врио генерального директора «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Сергей Тишин. По его словам, до суда ситуацию приходится доводить далеко не всегда. «За последние два месяца более трех миллионов рублей задолженности поступило на счет фонда уже после выставления претензий. Должники понимают, что проще заплатить, чем ввязываться в судебную тяжбу», – объясняет господин Тишин.
В целом по Самарской области в 2015 году в фонде отметили рост собираемости платежей. Так, к концу года этот показатель составил около 60 процентов от всех начислений, сделанных жителям губернии. «По сравнению с 2014 годом собираемость взносов на капитальный ремонт в регионе возросла на 12 с лишним процентов», – отмечает Сергей Ульянкин.
В лидерах по сборам платежей на капитальный ремонт оказались Октябрьск, Сызрань, Безенчукский, Богатовский, Борский, Нефтогрский, Челновершинский, Шенталинский районы. Есть и муниципалитеты, отстающие по этому показателю. В 2015 году менее 50% взносов за капремонт собрали в Чапаевске, Тольятти, Большеглушицком, Большечерниговском, Волжском, Елховском, Ставропольском районах.
Тем не менее, 40 процентов от объема всех взносов, начисленных в масштабах губернии, – это очень существенная сумма, которой в бюджете фонда недостает. Как выяснилось, в число злостных неплательщиков затесались не только простые граждане, но и органы местного самоуправления. В частности, мэрия Самары задолжала региональному оператору около 120 млн рублей. Это взносы, которые департамент управления имуществом в 2015 году должен был перечислить в фонд за неприватизированные квартиры, находящиеся в собственности муниципалитета. По всей видимости, мэрии также не удастся уйти от судебного разбирательства. Тем более, что задолженность перед фондом в перспективе будет только расти. По словам руководителя департамента управления имуществом Сергея Черепанова, в бюджете областной столицы на 2016 год предусмотрено на эти цели в полтора разе меньше средств, чем это требуется. Пример такого отношения городских властей к уплате взносов на капитальный ремонт явно не будет стимулировать обычных горожан к более четкому соблюдению платежной дисциплины.
Проблема третья: горе-подрядчики
Большой вклад в негативную репутацию программы капитального ремонта в Самарской области в 2015 году внесли подрядчики, выполняющие работы в многоквартирных домах. Срывы сроков, замена материалов на более дешевые, некачественное исполнение – все это для собственников служит лишним подтверждением неэффективности программы капитального ремонта. Особенно много отрицательных примеров недобросовестной работы подрядчиков в Тольятти. Как результат в автограде зафиксировали один из самых низких процентов собираемости платежей за капремонт по Самарской области. По мнению руководителя департамента ЖКХ мэрии Тольятти Вадима Ерина, на плохие показатели по взносам населения в фонд капремонта в первую очередь повлияло именно качество проведенных подрядчиками работ. Чиновник рассказывает, что в городе есть адреса, по которым работы начались еще в мае, но до сих пор так и не были завершены. Например, на нескольких объектах подрядчики не успели до наступления осенне-зимнего сезоны закончить ремонт кровли. Люди вынуждены жить с дырой в крышей.
Кроме того, в Тольятти чуть не был сорван старт отопительного сезона. «Мы не могли пустить тепло, потому что в 38 многоквартирных домах подрядные организации, выполнявшие капремонт внутридомовых инженерных систем, не завершили работы. И это несмотря на то, что мы предупреждали о датах пуска тепла заранее. Высылали и подрядчикам, и региональному оператору письма, просили не приступать к работам, поскольку уже было очевидно, что закончить их они не успеют», – рассказывает Вадим Ерин. Были в Тольятти и случаи, когда подрядчики уговаривали собственников многоквартирных домов заменить используемые материалы на более дешевые и простые в монтаже. «По нескольким объектам на закрытую систему отопления подрядчики уговорили жителей поставить полипропиленовые трубы, которые просто не выдерживают высоких температур. Как потом такое можно эксплуатировать?» – высказывает свое возмущение чиновник.
Не допускать таких ситуаций и выявлять нарушения призвана служба заказчика, которая организована в структуре фонда капремонта, объясняет Сергей Тишин. «За каждым подрядчиком в фонде закреплен куратор, который выезжает на место проведения работ, чтобы осуществлять контроль. Однако по нескольким из описанных случаев по Тольятти самим куратором были допущены нарушения, за которые он был уволен из фонда», – добавляет врио руководителя фонда. Еще одна мера воздействия на недобросовестных подрядчиков, нарушающих установленные сроки и порядок проведения капремонта, – расторжение заключенных по результатам конкурса контрактов. По словам Сергея Ульянкина, в 2015 году такие прецеденты уже были в Самаре. «Договоры с подрядчиками, не выполнившими своих обязательств, мы разорвали и контракты по отдельным адресам были выставлены на повторные торги», – добавляет замминистра.
По мнению депутата губернской думы, председателя комитета по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей среды Андрея Кислова, необходимо не просто расторгать контракты, а добиваться в судебном порядке от недобросовестных подрядчиков компенсаций за срыв программы капремонта. Более того, депутаты губдумы предложили составить реестр исполнителей, которые не справились с выполнением требований по контрактам на проведение капремонта. Причем, законотворцы настаивают, что такой черный список должен быть единым для всех регионов страны.
И наоборот, компании, чьей работой остались довольны и сами жители ремонтируемых домов, и регоператор, предложили поощрять и ставить в пример. К слову, такие подрядчики в Самарской области есть. Например, в Тольятти к одной из компаний, которая специализируется на ремонте кровель, буквально выстроилась очередь из собственников, готовых даже сдвинуть сроки проведения ремонта, только чтобы работы по их дому выполняла именно это организация.