В Самаре нет эффективного механизма борьбы с незаконными каппостройками и гаражами. Суды по признанию строений самовольными затягиваются на годы, а снос несанкционированно установленных гаражей, коих в городе насчитали свыше 2,5 тысяч, усложнен множеством законодательных ограничений.
Самовольные постройки и незаконно установленные гаражи – давняя беда Самары. Уничтоженные газоны, блокирование внутридворовых проездов и проходов, незаконные подключения к электросетям, перекрытие доступа к тепломагистралям и другим подземным инженерным коммуникациям, нарушение общественного порядка – самый краткий перечень проблем и неудобств, которые наносят городу несанкционированные объекты. Кроме того, использование участков на территории областной столицы без всякой разрешительной документации – дополнительная брешь в бюджете. Ведь казна недосчитывается внушительных сумм арендных платежей за землю и налогов.
Решение проблемы, казалось бы, очевидно и лежит на поверхности: раз установлено или построено без разрешений и документов – снести. Причем, по закону, расходы на демонтаж самовольного сооружения обязан нести его владелец. Однако на практике все гораздо сложнее.
Так, из 176 объектов капитального строительства, возведенных в Самаре незаконно, перспективы добиться сноса есть только по 120, признаются в департаменте градостроительства. «Демонтаж 23 самовольно возведенных многоквартирных домов невозможен, поскольку они обременены правами обманутых дольщиков, тем более, что 12 из них уже незаконно заселены. Снос несанкционированно построенных индивидуальных жилых домов также вызовет социальную напряженность», – рассказывает заместитель руководителя департамента градостроительства мэрии Самары Елена Бондаренко. Не хотят власти связываться и с религиозными организациями, которые возвели на территории города без всяких документов на землю и разрешений на строительство 12 объектов – церквей и храмов.
По остальным 120 случаям самозахвата земли и незаконного капстроительства оперативно добиться освобождения площадок невозможно. «Дело в том, что по каждому объекту необходимо собрать обширную доказательную базу, которая позволит нам выйти на судебные разбирательства с исками о сносе самовольных построек», – говорит Елена Бондаренко. Чтобы подтвердить факт незаконного строительства, чиновники вынуждены обращаться с запросами в органы полиции для проведения оперативно-разыскных мероприятий, прокуратуру, минстрой и Росреестр. Все это требует времени. Сам судебный процесс также занимает два-три месяца, плюс нередко затягивается, так как владельцы самостроев пытаются оспорить решения не в свою пользу в судах высших инстанций. На сегодняшний день только по шести незаконно возведенным объектам (из 17 исков) департамент градостроительства добился вердиктов о сносе. По оставшимся 11 правообладатели направили встречные иски о признании легитимности строений.
Не менее сложно обстоит дело со сносом незаконно установленных гаражей. Причем численность их на территории Самары еще более внушительная. По данным департамента управления имуществом, в горожане самовольно разместили 2 591 гараж. «Чтобы принять меры и требовать устранения нарушений в виде незаконного использования земельного участка, мы должны установить собственника гаража. В большинстве случаев этого сделать не удается. Поэтому сотрудники департамента проводят составление актов осмотра конструкций с привязкой к местности, их описание и фотосъемку. На этом – ведении реестра – наши полномочия заканчиваются. Собранные сведения мы передаем в районные комиссии, которые уже с сотрудниками полиции должны выезжать на место и составлять протоколы за самовольное использование земельных участков», – объясняет заместитель руководителя департамента управления имуществом Александр Крючков. Сама работа по сносу объектов некапитального строительства, в том числе гаражей – полномочия районных администраций.
Однако в районных администрациях процедура сноса гаражей тоже затягивается. «За последние годы ни одного гаража инициативами муниципальных властей снесено не было. Полиция не передает в администрацию района составленные ими протоколы, обращения в Росреестр также затягивают саму процедуру», – рассказывает депутат гордумы Вячеслав Гришин и добавляет, что регламент демонтажа гаражных конструкций, закрепленный в постановлении главы города, фактически неработоспособный.
Сложности возникают не только с установлением собственников имущества, но и с определением мест, куда это незаконно установленное имущество – гараж и его содержимое – будет вывезено. «По закону даже такой самовольно установленный гараж – это имущество, которое кому-то принадлежит. Поэтому его нельзя просто распилить. Конструкция должна быть вывезена на специализированную площадку и охраняться. Для этого в структуре районных администраций должна быть создана отдельная структура, а в бюджете выделены средства, которые сейчас ни одной статьей не предусмотрены», – отмечает Елена Бондаренко.
По мнению депутата Виктора Егоршина, чтобы плодотворно решать вопросы с самовольно установленными гаражами в Самаре, необходимо не только разработать эффективный регламент процедуры сноса, но и внести корректировки в действующее законодательство. «Возможно, имеет смысл выйти с инициативой в губернскую и государственную думы. Сейчас закон защищает владельцев самовольно поставленных гаражей. Но по логике вещей, если человек оставляет свое имущество на земельном участке, который ему не принадлежит, заведомо незаконно, то он должен нести ответственность за нарушение», – уверен народный избранник.
Фото: Фото из архива 63.ru