Сроки действия «дачной амнистии» в России переносили уже несколько раз. Согласно последним поправкам, оформить право собственности на дачи, земельные участки и расположенные на них индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке можно до марта 2018 года. По официальным данным, до сих пор воспользовались такой возможностью только половина из тех домо- и землевладельцев, которым это необходимо. Остальные либо не задумываются, что без документов не смогут в нужный момент распорядиться своим имуществом, либо рассчитывают уйти таким образом от налогов, либо опасаются сложностей, связанных с процедурой оформления. Для последних – пошаговая инструкция в материале Dom.63.ru.
Шаг первый. Собираем документы
«Дачная амнистия» – регистрация прав в упрощенном порядке – распространяется на участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, а также на объекты недвижимости, расположенные на таких участках. Это означает, что дачникам и садоводам не нужно получать разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию дома, если земля предназначена для перечисленных выше целей и находится в границах населенного пункта. А единственным основанием для государственной регистрации такого жилья является документ, подтверждающий права собственника на участок.
К таким документам относятся различные акты и свидетельства, выданные владельцу в любой период времени местными властями или уполномоченными органами. Это может быть решение профсоюза предприятия о распределении территории садово-огороднического товарищества между своими работниками, документ о предоставлении земли в бессрочное пользование для ведения дачного или личного подсобного хозяйства, выданный правлением колхоза и т. д. Если само свидетельство утеряно, то доказательством права на надел может выступать выписка из похозяйственной книги, которую можно запросить в органах местного самоуправления.
Потребуют от заявителя и кадастровый паспорт (или кадастровый план, если он был изготовлен до 1 марта 2008 года) участка. Если такового нет, то его придется получить. Однако нередко сведений об участке в Росреестре просто может не быть. Тогда, прежде чем регистрировать права, придется проводить межевание и ставить свой надел на кадастровый учет.
Еще один важный момент касается случаев, когда оформить землю и строения на ней решает наследник собственника, получившего в свое время участок. Помимо одного из перечисленных выше документов, устанавливающих или удостоверяющих права прежнего владельца на землю, необходимо предоставить свидетельство о праве на наследство.
Если владелец кроме самой земли решает узаконить объект индивидуального жилищного строительства, то необходимо предоставить на него технический паспорт (если дом построен до 1 марта 2008) или кадастровый паспорт (после 1 марта 2008 года).
Кроме правоустанавливающих документов на земельный участок, необходимо предоставить паспорт, а также составить заявление о государственной регистрации. Бланк заявления можно скачать на сайте или получить в офисе Росреестра, кадастровой палаты и в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Шаг второй. Оплата пошлины
Помимо документов, заявителю потребуется оплатить и предоставить в регистрирующий орган квитанцию об оплате госпошлины. В случае, если речь идет об оформлении права физического лица на участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, госпошлина составит 350 рублей. Если оформить нужно не только землю, но и жилой дом, то стоимость госуслуги вырастет еще на 2000 рублей.
В общем объеме регистрации первичных прав на объекты недвижимости в 2015 году, по данным областного управления Росреестра, на «дачную амнистию» приходится восемь процентов обращений.
Шаг третий. Подаем документы
Сдать подготовленный пакет документов вместе с заявлением на регистрацию прав можно одним из трех способов. Можно обратиться напрямую в офисы Росреестра, кадастровой палаты или в МФЦ. Наиболее продвинутые интернет-пользователи могут подать документы в электронном виде – через сайт Росреестра. Однако в этом случае заверить заявление о регистрации и прилагаемые к нему свидетельства нужно будет электронной подписью. Для этого придется ее предварительно получить, а также снабдить свой компьютер необходимым программным обеспечением. Еще один вариант – отправить документы по почте с описью вложений и уведомлением о вручении в офис Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости. Правда здесь есть важное условие: подпись заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Шаг четвертый. Получаем документы
Установленный законом срок предоставления заявителю свидетельства о государственной регистрации права в оригинале или выписки из Единого государственного реестра прав составляет не более 10 дней. Документы могут выдать лично, либо направить почтовым отправлением. А выписку из ЕГРП можно получить в электронной форме.
Если через 10 дней получить свидетельство или выписку не удалось, то, скорее всего, было принято решение об отказе в государственной регистрации. Уведомление об этом заявитель должен получить не позднее, чем через пять дней после окончания установленного срока.
Причин для отказа в регистрации или приостановки процедуры может быть множество. Например, регистратор может усомниться в подлинности предоставленных документов. Или выяснится, что земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставленным в частную собственность. Основанием для отказа может стать и непредоставление кадастрового паспорта участка в случае, если сведения о нем не содержатся в государственном реестре прав.
Кроме того, в органах Росреестра следят за тем, чтобы под «дачную амнистию» не попали объекты, которые не подлежат регистрации в упрощенном порядке. «Мы стараемся своевременно выявлять факты, когда под видом «дачной амнистии» недобросовестные правообладатели пытаются легализовать объекты, которые под эту категорию не попадают. Например, многоквартирные дома, здания блокированной постройки и даже промышленные объекты, которые возводились на землях, выделенных для садоводства и индивидуального жилищного строительства. В таких случаях мы отказываем и в осуществлении кадастрового учета, и в регистрации прав», – рассказывает руководитель управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. Более того, в 86 процентах случаев, когда заявители пытаются оспорить отказ от регистрации в суде, служители Фемиды занимают сторону управления. «Сложилась судебная практика, которая подтверждает, что перечисленные категории объектов не подлежат упрощенной регистрации по «дачной амнистии» и требуют применения иного способа легализации», – добавляет Вадим Маликов.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com