Любого человека можно прописать в своей квартире, при этом он не может претендовать на долю в ней, если не является собственником. Корреспондент N1.RU разбирался, как правильно зарегистрировать кого-либо в недвижимом имуществе.
Функции прописки
Её наличие обязательно для каждого гражданина РФ. При отсутствии налагается штраф:
на человека без прописки — 2000–3000 рублей;
для владельца, допустившего в свою квартиру лицо без прописки, — 3000–5000 рублей;
когда собственник жилья юридическое лицо — 50 000–750 000 рублей.
Прописка необходима для трудоустройства, получения полиса ОМС, обращения в медицинские учреждения, расчёта коммунальных услуг, оформления кредитов. Без её наличия гражданин не может получить вышеперечисленные услуги.
Чем отличается постоянная прописка от временной?
Постоянная прописка — это отметка на пятой странице паспорта в графе «Место жительство». Она не имеет срока действия, из квартиры можно выписаться добровольно (если, например, вы купили другое жильё и собираетесь переезжать).
Владельцу недвижимости постоянная прописка даёт право зарегистрировать в квартире любого человека, участвовать в приватизации жилья. Если вы не вписаны в свидетельство о собственности, то не имеете никаких прав на недвижимость.
Временная прописка не отмечается в паспорте. Гражданину выдают отдельный бланк с указанием адреса регистрации, паспортных данных и органа, выдавшего документ.
Существуют ограничения по сроку действия временной прописки — от трёх месяцев до трёх лет. То есть если вы сделали прописку на полгода, по истечении данного срока должны её продлить. При оформлении прописки нет необходимости сниматься с учёта по месту постоянного проживания.
Временную прописку делают при:
длительном пребывании в другом населённом пункте: например, если у вас есть постоянная регистрация в Самаре, но вы поехали работать или учиться в Москву;
продаже квартиры, если вы ещё не прописаны по новому адресу.
Где оформить?
в паспортном столе ЖЭУ, УК, ТСЖ;
в МФЦ;
в миграционной службе (отделе УФМС при ГУ МВД по Самарской области).
Можно оформить прописку через портал госуслуг:
1. зарегистрируйтесь и активируйте аккаунт;
2. зайдите в раздел «Регистрация граждан»;
3. нажмите на вкладку «Получить услугу»;
4. заполните заявление.
После этого заявка поступит на обработку к уполномоченным органам. Рассмотрят её в течение трёх рабочих дней и направят сообщение с указанием организации, куда необходимо будет обратиться для оформления.
Какие документы понадобятся?
Для прописывающихся:
взрослым — паспорт, детям — свидетельство о рождении;
бланк заявления (образец можно взять в МВД, МФЦ, ЖЭК);
листок убытия (если делаете постоянную прописку по новому месту жительства).
Для собственника:
свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество;
договор соцнайма (если квартира муниципальная);
паспорт;
заявление о согласии на прописку.
«При оформлении постоянной прописки обязательно присутствие всех владельцев, при временной достаточно присутствия одного владельца», — пояснил юрист по делам миграции в Самаре Илья Вершинин.
Сколько времени займёт оформление?
По закону если человек выписан с предыдущего адреса проживания, то на новом должен зарегистрироваться в течение недели.
«В МВД прописку могут оформить в этот же день, в отдельных случаях это может занять три календарных дня. Если подавать документы через ЖЭК, УК, МФЦ — шесть-семь дней», — пояснил эксперт.
Сколько человек можно прописать?
Жилищным кодексом РФ установлены нормативы по максимальному количеству людей, которых можно зарегистрировать в квартире.
Если жильё муниципальное или приватизированное
Необходимо разделить жилую площадь на региональный норматив площади на каждого жильца (в Самаре он равен 14 кв. м). Например, при площади квартиры 85 кв. м в ней можно прописать не больше шести человек (85 : 14 = 6,07).
Если жильё служебное
Количество прописанных людей в нём не ограничено. Но стоит понимать, что служебная квартира, как правило, предоставляется временно, а после вашего переезда придётся из неё выписаться.
Если квартира в ипотеке
Родственников вы сможете прописать в квартире, а для регистрации посторонних лиц необходимо получить разрешение в банке.
Можно ли зарегистрировать человека без его присутствия?
Да, если есть уважительные причины. Например, когда человек болен и не может подать документы. Необходимо предоставить доверенность или нотариально заверенную копию заявления.
Знание вышеперечисленных нюансов по оформлению прописки значительно упростит эту процедуру. Поэтому если вы решили зарегистрировать человека в своей квартире, соблюдайте рекомендации портала N1.RU.
Напомним, ранее портал N1.RU сообщал о том, как обезопасить квартиру во время отпуска и как самому рассчитать налог на недвижимость.
Найти квартиру для покупки или аренды, подать объявление, оценить стоимость своего недвижимого имущества вы можете на портале N1.RU.
Фото: pixabay.com