Недвижимость интервью Самара для «чайников»: главный архитектор города рассказал, как читать дизайн-код

Самара для «чайников»: главный архитектор города рассказал, как читать дизайн-код

Работа над документом подходит к концу

«Создание дизайн-кода Самары преследует одну цель — формирование нового облика города»

Скоро каждый житель Самары может почувствовать себя в шкуре блогера-урбаниста Ильи Варламова. В областной столице подходит к концу разработка дизайн-кода города. Один из авторов, главный архитектор Самары Игорь Галахов, рассказал, как правильно читать этот документ и как он поможет сохранить облик города.

Игорь Галахов родился 5 октября 1958 года в городе Шауляй, Литва. В 1980 году окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт. Свою карьеру начал в том же году в проектном институте «Куйбышевгорпроект». С 1980 по 1989 год работал архитектором, а затем и старшим архитектором и архитектором группы в мастерской № 2. Разрабатывал проекты планировки жилого района в пойме реки Самары, посёлка завода Масленникова и исторической части Ленинского и Самарского районов. Автор монумента Ладья, стелы к 400-летию Самары. Принимал участие в создании «Правил землепользования и застройки» в 2010 году. Его мастерская «Рекон» работала над проектом «5 кварталов» и первого в Самаре пятизвездочного отеля Lotte. В 2018 году возглавил управление главного архитектора города.

Документ разбит на три части

— Что из себя представляет дизайн-код?

— Дизайн-код — это набор советов, которые должны определять внешний вид города. По задумке, ими должны пользоваться и застройщики при возведении новых домов, и проектировщики при подготовке планов по ремонту улиц. Да и сами местные жители тоже могут руководствоваться этим документом. Например, при благоустройстве дворов.

Создание дизайн-кода Самары преследует одну цель — формирование нового облика. И речь идёт не только о визуальной составляющей. Город должен быть безопасным, удобными понятным для жителей и гостей. Этого мы и добиваемся.

Итоговый вариант дизайн-кода хотят уместить в брошюру

Сейчас дизайн-код — это большой и толстый документ. Но в итоге он должен стать брошюрой, простой и понятной. И не только специалистам в сфере архитектуры, но и простым жителям. Даже сейчас на страницах больше фотографий и моделей, чем текста и терминов.

И в нём можно найти ответы на многие вопросы. Как должны быть устроены витрины магазинов? Какое покрытие лучше использовать для пешеходных дорожек? Из чего нужно делать детские площадки?

«Документ должен быть понятным всем»
Уличная реклама — один из неотъемлемых элементов города

Дизайн-код — это же не только про визуальную составляющую. Указатели, причем и с QR-кодами, электронные гиды, элементы умного города, велопарковки… Самара должна стать безопасной, удобной и понятной для всех.

В документе можно будет найти ответы на все вопросы

— Я правильно понимаю, что дизайн-код — это рекомендации, а не правила, которым необходимо следовать неукоснительно?

— Да, так и есть. И, к сожалению, это одна из слабых сторон этого документа. Застройщики могут их придерживаться, а могут и отказаться от них. Но никто не запрещает им пользоваться не всем документом, а отдельными его частями.

Игорь Галахов надеется, что дизайн-код сможет войти в привычную жизнь Самары

Так как дизайн-код никак не закреплен на законодательном уровне, то ему и не требуются публичные обсуждения. Но я надеюсь, что глава города его утвердит, и он войдет в привычную жизнь самарцев.

Надолго ли? Я вижу здесь два варианта развития событий. В первом — дизайн-код будет существовать очень долго. Во втором — необходимость в нём отпадёт сама по себе в определённый момент, ведь есть же немало технических регламентов, которыми мы уже пользуемся.

«Мы разработали не правила, а советы»

— А в каких ещё городах уже существуют подобные документы? При создании самарского дизайн-кода учитывался их опыт?

— Безусловно! При разработке мы учитывали опыт, в том числе и отрицательный, Подмосковья и Московской области, Калининграда, Саратова, Екатеринбурга. География очень широкая. И их идеи помогли нам составить своё видение.

Как оказалось, у жителей каждого города, в котором уже есть аналогичные документы, были разные подходы. Например, в Уфе ограничились единым цветовым и визуальным оформлением наружной рекламы и фасадов домов. Это один вариант подхода, правильный по-своему. Но в Самаре к этому вопросу решили подойти шире и разностороннее.

У нас уже давно были свои идеи и наработки по этому вопросу. Можно сказать, что идея дизайн-кода витала в воздухе. Сейчас же мы просто отсеяли несовременные и неактуальные и сгруппировали всё воедино. Более того, я могу сказать, что дизайн-код уже работает в Самаре.

«Город — для горожан, и окончательное решение за ними. А архитекторы должны помочь им его принять»

— Правда? Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Самый простой пример — это реконструкция бульвара Металлургов. Когда было обсуждение малых архитектурных форм, то многие местные жители попросили придерживаться стиля ретро. И это было предсказуемо. Сама застройка 50–60-х годов обязывает к этому. Как раз же в это время район и строился, и сам дух этого места конкретный исторический оттенок накладывает. Сами жители и подрядчики хотели сохранить эту преемственность. И они нашли современные решения с налётом ретро. Это можно заметить, например, в скамейках. Они похожи на те, что были в Самаре в то время.

Дизайнеры сохранили ретростилистику 

— То есть к каждому отдельному району будет свой, индивидуальный подход?

— С одной стороны — в дизайн-коде будут общие стандарты по организации городского пространства. Но уже на их основе должны реализовываться эксклюзивные дизайнерские решения. Самара уникальна и эксклюзивна сама по себе, и подходить к ней с какими-то лекалами и шаблонами неправильно. У каждой части города, у каждого района города есть своё «лицо», своя индивидуальность. А у новых районов она только-только формируется.

Программа «Комфортная городская среда» — это один из примеров придания эксклюзивности городу. Каждый год идёт отбор площадок и дворов, которые будут преображать. Это делают и власти, и сами местные жители. А потом идёт работа по их обновлению. Яркий тому пример — новый сквер на Авроре.

— То есть мнение жителей Самары стоит на первом месте?

— Город — для горожан, и окончательное решение за ними. Другое дело, что мы как профессионалы в этом деле должны помочь им сориентироваться и выбрать правильные варианты и решения. Но не заменить самих горожан.

Наша задача — обеспечить безопасность, удобство, информативность и эстетичность всех решений. Ту же обязательную тактильную плитку, которую размещают у пешеходных переходов, можно выполнить оригинально и необычно. Дизайн не должен резать глаз.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления