Остаться без жилья. Такая перспектива нависла над жителями Самары, которые приобрели квартиры в новостройке на Революционной, 148а. Несколько семей зарегистрировали свое право собственности, но после выяснилось, что их жилье застройщик продал два раза. И суд принял решение в пользу первых владельцев и обязал освободить жилье. Отчаявшиеся люди пытаются это оспорить. Судебные разбирательства идут уже несколько месяцев. Мы съездили на место и поговорили с жильцами проблемного дома.
Бедовая высотка на Революционной
Изначально высотку на Революционной строила компания «Монтэк». В 2016 году она обанкротилась, достраивать объекты, которые остались неготовыми, взялся «Прогресс-Н». По рассказам самих дольщиков, в первую очередь силы были брошены на Революционную, 148 А. Так как другой объект «Монтэка», расположенный в районе пересечения улиц Матросова и Ставропольской, находился на тот момент на так называемом нулевом уровне. Перспективы его достройки были весьма туманны. В итоге на Революционной, 148А получили квартиры и новые покупатели, и люди, не дождавшиеся жилплощади от «Монтэка». И многие попали в одинаковые ситуации: у предложенных изначально квартир в скором времени нашлись хозяева, тогда дольщикам предложили другую жилплощадь, которая при всех проверках была без обременений. И на этом всё, казалось бы, должно было закончиться. Но нет. Люди начали обустраивать свои квартиры, кто-то успел сделать в них ремонт и был готов въехать со дня на день, а кто-то уже обживал новые комнаты.
И вдруг как гром среди ясного неба — на жилье появились другие претенденты, которые покупали метры еще у «Монтэка», но не заявляли о себе с момента банкротства компании. Они подали в суд на нынешних владельцев помещений. Суд встал на их сторону. В итоге те, кто имел на руках все соответствующие документы, остались без купленного жилья. При этом сдаваться они не собираются. Судебные процессы сейчас идут по всем 12 спорным квартирам.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Прогресс-Н» открыто 28 августа 2002 года. Род деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. В компании работает 13 сотрудников. Учредители — Николай и Эдуард Нешпор. По данным «Контур.Фокуса», компания считается действующей. Однако ее хотят признать банкротом. Связаться с представителями «Прогресса-Н» к моменту публикации материала не удалось: по всем телефонам, указанным в источниках, куда есть доступ у 63.RU, отвечали люди, которые говорили, что отношения к «Прогрессу-Н» не имеют. Журналисты направили запрос на почту компании, которую удалось найти в одном из открытых источников. Если ответ от «Прогресса-Н» всё же поступит в редакцию, мы его опубликуем.
За этими фактами стоят судьбы людей. И у жителей каждой квартиры из 12 — своя история.
Вот некоторые из них.
«Влезли в кредит и заложили квартиру»
Семья Галины и Алексея Егоровых ютится в однушке с двумя детьми, которым 19 и 13 лет. О новом жилье, где у детей будут отдельные комнаты, семья мечтает с 2008 года. Тогда супруги купили квартиру еще у «Монтэка» за 1 миллион 800 тысяч рублей.
— Такой суммы у нас в наличии не было. Мы взяли кредит и заложили квартиру, в которой живем сейчас. Когда достраивать объект взялся «Прогресс-Н», то за квартиру на Революционной (хотя изначально мы покупали жилье на замороженном на тот момент объекте на Матросова/Ставропольской) нам пришлось доплатить еще 514 тысяч. На это пошли средства материнского капитала. Договор купли-продажи с «Прогрессом-Н» мы заключили в декабре 2020 года. И наконец-то начали верить, что наша мечта о новом жилье вот-вот сбудется. А в апреле 2021 года узнали, что на нашу квартиру претендует другой человек, — рассказала 63.RU Галина Егорова.
Связаться с истцом, который также претендует на жилье семьи, до суда не удалось.
— Перед одним из судебных заседаний на мой вопрос «Почему же вы раньше о себе не заявляли?» мужчина ответил: «Я не доверял новому застройщику. Хотел убедиться, что объект сдадут». Вот и всё. Но мы с мужем намерены идти до конца. Мы покупали квартиру не просто так, а чтобы улучшить жилищные условия, чтобы у детей были свои комнаты. И готовы идти хоть до Верховного суда (сейчас районный суд обязал семью освободить квартиру, областной суд отменять решение нижестоящей инстанции не стал. — Прим. ред.). Тем более в Верховном суде есть практика, когда в похожем деле служители Фемиды оставили жилье за теми, кто является собственником квартиры и кто ведет там хозяйственную деятельность. Если же нас всё-таки лишат квартиры, то мы остаемся в непонятном статусе. По сути мы никто, — отметила Галина.
«Теперь меня обвиняют в недобросовестности»
В непростой ситуации оказалась и Любовь Потехина. Несколько лет назад женщина, накопив деньги, решила приобрести отдельное жилье — на тот момент она проживала с семьей сына, где росли трое детей, в двухкомнатной квартире. Выбор пал на небольшую однокомнатную квартиру на Революционной, 148А.
— В 2017 году я заключила с «Прогрессом-Н» договор долевого участия. Дом достроили только в 2019 году. И я уже была готова начинать постепенно обустраивать свое жилье, как выяснилось, что на него претендуют другие люди. Тогда застройщик предложил мне другую квартиру. В декабре 2020 года мы составили договор уже купли-продажи, так как дом был достроен, на условиях зачета уже внесенных средств, то есть доплачивать мне ничего не пришлось, — рассказала Любовь Потехина.
Однако на тот момент женщина потеряла работу, к тому же у нее заболел сын, и семье уже стало не до ремонта в новой квартире. Тогда женщина продала жилье.
— Это было в феврале 2021 года, а в июне новым хозяевам квартиры пришла повестка в суд. Они, конечно, сразу обратились ко мне. Шок от происходящего был невозможный. Квартиру перед приобретением проверяла везде, где только можно, я, затем ее новые хозяева. И квартира была чистая. А теперь оказывается, что на нее претендуют другие люди. А меня обвиняют в недобросовестности, — посетовала Любовь Андреевна.
«Как только закончила ремонт, вызвали в суд»
Юлия Алексеева покупала квартиру по договору долевого участия в 2017 году. Тогда двухкомнатная квартира, в которой хотела жить девушка, стоила 2 миллиона 200 тысяч (в черновом варианте).
— В 2019 году дом достроили, в марте 2020 года я осмотрела свою квартиру, нашла в ней недочеты, указала застройщику. Недочеты устранили в июне. Тогда я и начала ремонт. А в сентябре мне позвонили рабочие и рассказали, что в квартиру приходила некая пожилая пара и заявляла, что это их жилье. Я, конечно, сразу позвонила застройщику, меня успокоили и сказали, что у них ничего не происходит, всё в порядке. И как только я закончила ремонт и въехала в квартиру — получила извещение о том, что меня приглашают в суд, — поведала свою историю 63.RU Юлия.
При этом, по словам женщины, она и другие соседи, оказавшиеся в похожей ситуации, лишившись этих квартир, взамен не получают ничего. При этом их истцы, которые состоят в реестре обманутых дольщиков, могут претендовать на возврат денег или на другие квадратные метры.
— Мы же по сути останемся ни с чем. А вот у меня это единственное жилье, то есть я просто могу остаться на улице, но суд почему-то это не учитывает, — подчеркнула Юлия.
Дело дошло до главы СК РФ
Непростой ситуацией заинтересовались не только СМИ, но и федеральные следователи.
— Председатель СК России поручил руководителю следственного управления по Самарской области Марату Галиханову доложить о результатах процессуальной проверки по факту халатности должностных лиц регионального министерства строительства, — говорится в сообщении Следственного комитета России.
63.RU запросил у местных следователей информацию о ходе проверки.
— По версии следствия, в январе 2015 года в нарушение закона Самарской области представители Минстроя провели конкурс по отбору организации для завершения строительства проблемного объекта на Революционной без согласия дольщиков. На участие в конкурсе поступила единственная заявка — от ООО «Прогресс-Н», которое и признали победителем. В нарушение требований законодательства стороны заключили соглашение, по которому организации передали три компенсационных участка в Самаре, — сообщили 63.RU в СУ СК РФ по Самарской области.
Сотрудникам следственного управления предстоит дать правовую оценку деятельности членов конкурсной комиссии Минстроя и их компетенции.
— По версии следствия, застройщик указал недостоверные сведения о выполнении им строительных и ремонтных работ на других объектах, расположенных в различных субъектах РФ, — отметили также в СУ СК.
— Основное количество граждан, права собственности на квартиры в объекте которых оспариваются, приобрели квартиры непосредственно у ООО «Прогресс-Н». Сейчас по одному из дел в рамках кассации суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение. Дополнительно сообщаем, что в Министерстве строительства Самарской области для обсуждения сложившейся ситуации 23 ноября 2021 года провели встречу с гражданами. Вопрос находится на контроле, — сообщил министр строительства области Николай Плаксин в ответе на запрос 63.RU.