Из-за строительства новой станции метро в Самаре может пострадать здание театра оперы и балета. Информация об этом содержится в акте историко-культурной экспертизы проекта подземки, который представило региональное управление госохраны объектов культурного наследия (УГООКН).
Заказало экспертизу ООО «Волгатрансстрой-проект», которое занимается проектированием новой станции метро. Подрядчик — самарское ООО «Вип проект», принадлежащее Татьяне Вавилонской. У компании есть крупные госконтракты на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, обследование таких зданий и другие.
Оперный театр находится на площади Куйбышева в границах улиц Красноармейской, Чапаевской, Вилоновской и Галактионовской. Он является объектом культурного наследия регионального значения.
Здание оперного театра построили в 1930-е годы. Оно выполнено в стиле неоклассицизма. Архитекторы — Николай Каценеленбоген и Ной Троцкий. Театр имеет Н-образную форму и состоит из нескольких частей: главного корпуса, центрального пристроя, склада декораций, производственного корпуса, переходов. Фасад украшен статуями рабочего с книгой и физкультурницы, автором которых стал скульптор Василий Акимов. В 2006–2010 годах проводилась реконструкция здания.
Новую станцию метро собираются построить на улице Галактионовской, в непосредственной близости от театра. Но, как указано в документе УГООКН, основная историческая часть здания, составляющая предмет охраны, находится за пределами зоны влияния стройки. В нее попали центральный пристрой к главному корпусу, склад декораций, производственный корпус и переходы. И специалисты пришли к выводу, что их сохранность можно обеспечить во время строительных работ.
— В непосредственности близости от театра будут проводить работы по демонтажу водопровода и теплосети, а впоследствии — по устройству котлована. Он будет находиться на расстоянии 13,9 метра от здания. Котлован будет выполнять функции монтажной щитовой камеры тоннелепроходческого комплекса. Ограждение сделают из буровых свай. В качестве крепления используют расстрелы и раскосы из стальных труб, — следует из акта экспертизы.
По мнению специалистов, строительство метрополитена может спровоцировать деформацию грунта и осадку основания здания, что негативно скажется на эксплуатационных характеристиках и техническом состоянии объекта. Например, осадка здания может привести к образованию трещин и деформациям. Но, к счастью, этого можно избежать.
— Рекомендовано устройство закрепляемого грунтового массива мощностью 4,5 метра по методике jet-grouting, а также устранение выявленных дефектов и повреждений строительных элементов здания в рамках текущего ремонта. Также при проектировании и строительстве необходимо исключить или максимально уменьшить негативные воздействия (статические, динамические, вибрационные, техногенные) на здание театра, — указали в акте специалисты.
Jet-grouting — технология струйной цементации, или струйная геотехнология, позволяет получать практически любой формы и размеров грунтоцементный массив, который обладает достаточно высокими прочностными, деформационными характеристиками, более чем на порядок превышающими характеристики грунта. Это способ, позволяющий разрушать струей высокого давления грунт в скважине и смешивать его с цементным раствором путем нагнетания раствора в грунт.
К возможным негативным последствиям строительства метро авторы экспертизы отнесли загрязнение окружающей среды и опасность возникновения пожара при производстве работ. По их мнению, избежать это возможно, если не складировать мусор у фасадов здания. Да и вообще его нужно частично оградить забором из профлиста со стороны стройки.
— При этом необходимо предусмотреть возведение строений и сооружений (брандмауэр, пожарный гидрант и другое), необходимых для обеспечения пожарной безопасности, и не допускать подключение к системам энергоснабжения, обеспечивающим объект культурного наследия, для избежания скачков напряжения, — отметили специалисты.
Предусмотрели эксперты и сценарии приостановки работ. Основанием для этого может стать или обнаружение археологических артефактов, или стремительная осадка фундамента здания быстрее 1 мм в сутки.
Подготовка к строительству метро уже началась. Трамвайные пути на улице Галактионовской демонтировали. Рабочие занимаются переносом инженерных сетей.
Тоннели метро будут прокладывать под улицей Самарской — от Полевой до Ульяновской, а далее по Галактионовской — от Вилоновской до Красноармейской. Станцию «Театральная» разместят на участке улицы Галактионовской — от Красноармейской до Рабочей. Она будет мелкого заложения. Конструкцию платформы сделают колонного типа, с двумя вестибюлями и тремя лестничными сходами.
Строить метро будут на средства кредита из бюджета РФ. Но взамен региональные власти обязались построить жилье на Безымянке.