Село Калмыковка в Красноярском районе всегда было уютным и тихим уголком. Всё есть, кроме работы — бескрайние поля, выход к Соку — благодать. Но недавно у нескольких участков у реки появился новый владелец. По словам местных жителей, он хочет построить здесь турбазу для ОПГ «Законовские». Сам же владелец земли утверждает, что строить на участке одинаковые домики — это просто его хобби. Мы выехали в Калмыковку и поговорили со всеми участниками конфликта. Оказалось, что ситуация там куда сложнее…
Лакомый кусочек
Участки Калмыковки, что оказались нужны сразу всем, находятся между основной частью села и изгибом реки Сок. От воды их отделяет поле. Его арендует местная фермер-предпринимательница Ольга Александровна Жирнова.
Участки разделили пару лет назад. Их получилось шесть штук, и все они стоят поперек главной и единственной улицы Калмыковки — Речной. Общая площадь территории — 12 000 квадратных метров. Категория использования — личное подсобное хозяйство.
Продали территорию через аукцион, в котором победил предприниматель Тимофей Гриднев. Но были и другие желающие. В частности, купить ее пытался местный житель Андрей Маринин. Он решил поучаствовать в торгах вместе с Тимофеем и проиграл.
— Мой брат хотел получить там земельные участки в свое время, писал заявление. Ему отказывали, потому что там водоохранная подтопляемая и затопляемая зона. В 2022 году мы узнаем, что участки размежевали. Начали узнавать, откуда, почему и как. Узнали, что есть такой некий Тимофей Гриднев. То есть он вхож в администрацию. Дальше объявляются торги в Красном Яру. Там комитет некоторые махинации делает. Смысл в том, что они сначала выставляют документы на аукционы, что строить якобы там можно. Потом, когда мы подали заявку, они тут же пишут, что комитет допустил техническую ошибку и, оказывается, по правилам там строить нельзя. Тем не менее, торги у нас проходят и Гриднев выигрывает четыре участка. Потом они делают уже электронный аукцион на следующие два участка, о нем никто не в курсе. Тимофей — единственный участник и забирает оставшиеся. Получается, у него шесть участков, — рассказывает Андрей Маринин.
По словам Андрея, он хотел купить землю из принципа, даже несмотря на запрет строительства, — чтобы она не досталась Гридневу. Поэтому когда борьба на поле аукциона завершилась неудачей, битва продолжилась с помощью жалоб на нового собственника. Тем более, что в 2023 году строительство на территории всё же началось — в землю вбили сваи. И их оказалось намного больше, чем нужно для одного дома.
— Оказывается, в селе были публичные слушания, о которых никто не слышал. На основании их изменили зонирование. Простыми словами — строить стало можно. Я начинаю поднимать этот вопрос, обращаться в администрацию. Мы пишем во все инстанции. Всё в итоге скидывается в Красный Яр. Следственный комитет вообще наше заявление перенаправил в комитет по управлению имуществом. На тех людей, на кого мы писали. Им и [поручили] проводить проверку в отношении себя. Написали Бастрыкину — пока тишина. Пока никого не вызывали, движений никаких. Главе местного поселения написал давно письмо, просил предоставить протокол слушаний — ничего, — говорит Андрей Маринин.
«Про слушания впервые слышат»
А домики на купленной территории стали расти уж больно одинаковые — двухэтажные, серые, в современном скандинавском стиле. Сельчане такого поворота точно не ожидали. В маленьком поселении замаячила перспектива появления турбазы.
— Там завезли большой объем стройматериалов. Сначала работали нерусские, потом мы вызвали полицию, их вывезли. Три недели стройка вообще молчала. Мы хотим ее прекратить, чтобы там вообще не было домов. Строить начали лишь на основании вот этих фиктивных публичных слушаний, которых реально не было. Я уже объехал всех депутатов в селе, они про эти слушания впервые слышат, — уточняет Андрей.
Нового собственника в селе знают заочно, хотя он и не скрывается. Мы созвонились с ним. Тимофей Гриднев в разговоре с 63.RU рассказал, что землю купил, чтобы сделать себе фамильное гнездышко, так как сам родом из этих мест, из села Красный Городок:
— Претензии не у жителей села, а у конкретного соседа, который со мной участвовал в торгах, но не выиграл — не хватило денег либо силы воли. Он теперь мстит. К реке перекрываться дорога не будет, если вы откроете карту, убедитесь. Этот сосед кого мне только не присылал. Думаю, что следующие будут либо «люди в черном», либо инфекционисты — сибирскую язву искать. Тут амбиции конкретного человека, а не села и жителей. Он ходит, собирает подписи. Торги прошли года два назад. Земля куплена по закону, я заплатил государству, сейчас плачу налоги. На кадастр поставил, а строю я для себя. Это свайные дома. Все по-разному видят освоение своей земли. Я вместо большого трехэтажного дома вижу маленькие летние, может быть, я и буду их сдавать, как гостевые, но на законных основаниях — с налогами, патентами, как положено. Где затапливается участок, свай нет. Вообще его не трогал. А его я взял, чтобы оградить себя от таких соседей. Он приходит периодически (у меня камера), исподтишка снимает, уходит. Разведчик. Между соседом и мной есть проезд к речке Сок. Я предлагал его обустроить, чтобы было удобно ходить, на что он ответил: кому надо, тот пусть и косит. То есть это чисто личная алчность, амбиции какие-то.
Однако жители уверены, что новый собственник — не настоящий. В селе ходят слухи о связи Тимофея с ОПГ «Законовские».
— Балабанова* отец и Гриднева мать — брат с сестрой. А сами они — двоюродные братья. Еще есть мусорная компания у Гриднева, которую он тоже не представляет, — рассказывает пенсионерка-фермерша Ольга Жирнова.
Мусорная компания у Тимофея Гриднева и правда есть. По данным системы «Контур.Фокус», называется она ООО «Экологика». Он является ее единоличным владельцем и директором. Компания занимается сбором неопасных отходов. Ранее мужчина был совладельцем нескольких организаций, связанных со сбором мусора.
У мужчины также есть ИП, деятельность которого связана с грузовыми перевозками. Через него он участвует в госзакупках. Согласно записям в «Контуре», в 2015 году предприниматель дважды выигрывал контракты на вывоз деревьев и кустов с кладбищ на 231 и 427 тысяч рублей. Среди его бывших компаньонов следов «Законовских» найти не удалось, а родственная связь с Василием Балабановым*, кроме как в историях сельчан, нигде не всплывает, хотя родились мужчины и правда в одной деревне — Красном Городке.
По данным системы «Контур.Фокус», свое дело есть и у самой Ольги Александровны Жирновой. Она с 2016 года владеет ООО «Золотой Колос» в равных долях с бизнесменом Николаем Ворониным. Что интересно, в прошлом владел компанией тот самый Василий Балабанов*, которого связывают с ОПГ «Законовские» и стрельбой на рынке в 15-м микрорайоне.
«Кто подрядчик? Заказчик?»
Сами жители Калмыковки разделились на три лагеря. Одни активно выступают против стройки. Для вторых главное — сохранить дорогу до пляжа. А третьи оказались даже рады такому соседству.
Пенсионер Алексей Геннадьевич живет в Калмыковке с 90-х годов. Здесь до него жила теща, и деревянный домик стал для семьи местом отдыха. Работу нашли в Самаре, а в Калмыковку приезжают на автомобиле — отдыхать.
— Откуда появилась эта стройка, никому не известно. Кто подрядчик? Заказчик? Почему перекрыли дорогу, которая указана на карте? Жители села не знают, когда была продана эта земля. Ребята ведут себя по-хамски, — говорит мужчина.
Дом другой пенсионерки, Надежды, находится ближе к окраине села. Женщина старательно ухаживает за огородом и переживает за дорогу, боясь, что после проезда грузовиков от нее мало что останется:
— Такой тихий уголочек был. Учились, жили у бабушки вот здесь. Дорожки подметали, чистота и порядок были. Сейчас, конечно, этого нет. Потому что, вы понимаете, это ведь будет шум, гам, машины, ночные все эти мероприятия. У меня и летом, и зимой тихо, спокойно и вдруг сразу такое. Мы против. Мы против этого.
Правда, есть и те, кто за. Например, Анна Носова — соседка Тимофея. Из-за ее позиции в селе на нее начали посматривать с недоверием.
— Мне соседство с Тимофеем не мешает. От поля поблизости больше проблем, оно от меня в 15 метрах, и когда ведутся работы, меня никто не предупреждает, а это всё-таки пыль и грязь. За всё время, что общаемся с Тимофеем, он на меня произвел приятное впечатление. Уверена, всё будет хорошо. Подъезды он не перекрывает, идет навстречу, если нужно вывезти крупногабаритный мусор, всегда может захватить наш в свои контейнеры. Даже если там будет турбаза, мне кажется, она будет тихой и семейной. Те, кто против, чаще всего сами самарские, и когда они приезжают, шума от них не меньше, просто сами себя они не слышат. Тут даже когда шла стройка и забивали сваи, мне это не мешало, — рассказывает Анна Носова.
«Заинтересованному лицу отказали в предоставлении участка»
Открытым остается вопрос о публичных слушаниях. Как же так получилось, что земля в столь короткий срок ушла под застройку и насколько это законно? На запрос местных жителей в администрации Красноярского района ответили следующее:
— Земельные участки сформировали и поставили на государственный кадастровый учет из-за заявления заинтересованного лица. В процессе предварительного опубликования поступили заявления других граждан, желающих участвовать в аукционе по реализации земельных участков. Из-за этого заинтересованному лицу отказали в предоставлении земельных участков без проведения торгов. Технические условия запрашивались организатором торгов в соответствии с требованиями статьи Земельного кодекса РФ. После получения всей необходимой информации для аукционной документации провели торги. По сведениям отдела архитектуры и градостроительства администрации уведомления о начале строительства там не поступали. Сейчас у участков статус «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1)».
А анонс публичных слушаний действительно был — в районной газете «Красноярский вестник». И, согласно документам, слушания прошли с 20 марта по 18 апреля 2023 года.
Правда, найти информацию об итогах этих слушаний не получается даже у представителей районной власти. К их поиску подключился даже глава Красноярского района Юрий Горяинов.
— Жители Калмыковки обратились везде. Это дела прошлого и позапрошлого годов. Я подниму «Вестник» и посмотрю результаты слушаний, — ответил глава района на вопрос 63.RU.
Правда, по запросу жителей результаты слушаний всё-таки предоставили. Но не протоколом, а в письменном пересказе:
— Решением собрания представителей сельского поселения Большая Раковка муниципального района Красноярский Самарской области от 27 апреля утверждены изменения в Правила землепользования и застройки сельского поселения Большая Раковка муниципального района Красноярский Самарской области. Его не отменяли и не оспаривали. 26 июня на площадку выезжали представители администрации. Установлено, что проход к реке сохранен, его ширина 4,5 метра, а вот на автомобиле проехать там трудно. На трех земельных участках идет стройка домов, сведений об их вводе в эксплуатацию нет, на момент осмотра там никто не живет.
Пока сельчане возмущаются и ищут правду, новый владелец продолжает строить домики, так похожие на будущую турбазу. А к пляжу на берегу Сока съезжаются молодежь и семьи с детьми.
— Вроде как ближе 300 метров от берега строить нельзя. Поэтому наш пляж — это не частная собственность, — отмахивается от вопросов загорающая девушка в ярком купальнике. — А мы уж как-нибудь сможем объехать.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.