В сентябре 2012 года ужесточатся наказания за распространение вредных для несовершеннолетних граждан материалов в СМИ, рекламе и Интернете. Депутаты Государственной думы утвердили изменения в нескольких законах, созданные как дополнение к ранее принятому закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ужесточение наказания будет выражено в увеличении штрафов для граждан и приостановлении деятельности для юридических лиц.
В первом чтении законопроект, вносящий изменения в законы «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», был принят еще в 2009 году. В документе обговаривались меры информационной безопасности несовершеннолетних и ответственность за невыполнение требований этой безопасности. После внесения многочисленных поправок и коррекций Госдума в течении одного дня провела второе и третье чтение, полностью одобрив законопроект. В силу он должен вступить 1 сентября 2012 года.
Упомянутый выше закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в дополнение к которому и утвердили ужесточение наказаний, касается программ и данных – текстовых, видео и аудио – распространяющихся в Интернете и на дисках, публикуемых в средствах массовой информации материалов.
Согласно принятым поправкам, вся продукция, рассчитанная на граждан от 16 лет, должна быть помечена специальными ярлыками и должны быть введены возрастные ограничения на продажу цифровой продукции: 0–6 лет, 6–12, 12–16.
Так же закон запрещает агитацию алкоголя, табакокурения, азартных игр, бродяжничества и попрошайничества, употребления наркотических веществ.
В качестве наказания за размещение в сети Интернет материалов для детей, причиняющих вред их психике, предусмотрены штрафы в размере 1-3 тысяч рублей для гражданских лиц, 2-3 тысячи для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч рублей и возможное приостановление деятельности для юридических лиц. «Зачастую трудно отследить и привлечь к ответственности человека, выкладывающего в Интернет, например, порнографические материалы. Если он умен, то скроет следы своего пребывания с ресурса. Да и ум большой не требуется – провайдеры часто не закрепляют за каждым пользователем один ip-адрес, а делают его плавающим, что еще более затрудняет вычисление распространителя или пирата. Тем более, что попытки отследить личность, выложившую что-либо, превращаются в огромную бюрократическую волокиту, которая может затянуться очень надолго» – заявил it.63.ru представитель крупного самарского провайдера, пожелавший остаться инкогнито.
По мнению психологов, информация в Интернете действительно может представлять опасность для подрастающего поколения.
«По факту найти можно что угодно. Любой вопрос, возникший в голове, может быть так или иначе освещен, достаточно только адресовать его поисковику. Последний является бездушным и выдает все, что имеется в его распоряжении. Человек получает исчерпывающую информацию, как стоящую, так и сопутствующей ей «мусор», информационный хлам. Разобраться в полученном даже взрослому довольно не просто, необходимы навыки критического мышления. А у подростков, и уж тем более у детей такие навыки не сформированы. Аспект, касающийся жестокости, порнографии вообще требует особого рассмотрения», – прокомментировала it.63.ru доцент кафедры психологии развития СамГУ, кандидат психологических наук Елена Литягина.
«Уберечь ребенка от влияния Интернета практически невозможно, хотя многие родители пытаются ограничивать доступ, либо вообще запрещают его. На мой взгляд, эти попытки вряд ли будут успешны. Ребенка нельзя вырвать из информационного пространство современного общества, если это не будет Интернет, то это будет телевидение, или журналы или иной информационный носитель. В конце концов, у любого ребенка есть друзья… Оградить нельзя, но научить правильно пользоваться можно. Это вполне по силам любому родителю, но опять же, если папа смотрит жестокие передачи или порнографию, и ребенку это известно, все запреты, объяснения, что это не хорошо, не возымеют действие, потому что в сознании ребенка укорениться, что взрослые это смотрят, значит, чтобы быть взрослым, нужно смотреть (либо, «я смотрю, значит я взрослый»). В подростковом возрасте это важно, почувствовать себя приобщенным к взрослому миру».