Верховный суд оставил в силе запрет на продажу алкоголя в Интернете, введенный четыре года назад. Попытка компании «Европа» оспорить это ограничение не увенчалась успехом, и суд принял решение в пользу Роспотребнадзора.
Напомним, что продажа алкогольных напитков через Интернет стала незаконной после введения новых правил продажи дистанционным способом в сентябре 2007 года. Запрет на онлайн-торговлю касается всех товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
ООО «Европа», владеющее более чем 30 торговыми центрами, ТРК и магазинами в Курской, Липецкой, Воронежской, Белгородской и Орловской областях, обратилось в Верховный суд с требованием признать не действующими пункты правил дистанционной торговли, касающиеся продажи алкоголя. Однако, как сообщает Роспотребнадзор, суд признал ограничения законными.
«Согласно пункту 20 правил дистанционной торговли, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, – комментируют ситуацию в пресс-службе Роспотребнадзора. – Указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи не позволяют, в частности, осуществлять розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом (например посредством Интернета)».
Сообщается, что специалисты ведомства «принимали непосредственное участие в формировании консолидированной позиции государственных органов по существу заявленных требований, последовательно отстаивая необходимость профилактики алкоголизма и сокращения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией в Российской Федерации».
Некоторые эксперты указывают на неэффективность таких мер, как запрет на онлайн-торговлю, в целях борьбы с алкоголизмом и повышения качества торговли. Они отмечают, что в Интернете в основном продают дорогой алкоголь, и в масштабах рынка это очень небольшие объемы. «Через Интернет не покупают водку за 100 рублей, основные покупатели – либо потребители нелегального алкоголя, разлитого по канистрам, либо любители дорогих элитных напитков», – цитирует РБК Daily президента Ассоциации импортеров вин Михаила Блинова. По его оценке, доля интернет-торговли алкоголем в общем объеме рынка не превышает одного процента.