Тольяттинские школьники теперь обучаются по электронным учебникам, а учащиеся 165 самарских школ получили доступ к широкополосному Интернету. Современные информационные технологии дошли до средних общеобразовательных учреждений области.
Старт масштабной федеральной программы по интернетизации российских школ был дан еще в сентябре 2006 года. Тогда программа вошла в приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого многие общеобразовательные учреждения страны получили широкополосный доступ к сети интернет (ШПД).
На сегодняшний день эксперты утверждают, что процесс глобальной интернетизации образовательных институтов страны подходит к концу. На прошедшей 8 февраля в Москве конференции «Инновационная Россия – ответы на глобальные вопросы» министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игорь Щеголев отметил, что Россия входит в первую десятку стран по темпам прироста пользователей ШПД. По словам министра, за последние два года доступом в Интернет обеспечили 50 тысяч российских школ. «Изначально мы договорились с регионами, что федерация помогает строить эту сеть, а дальше, ее развитие это уже полномочия регионов», – сказал Игорь Щеголев.
В Самарском регионе количество школ, получивших доступ в Сеть, прирастало в течение всего 2011 года. Как отмечает руководитель департамента образования мэрии Самары Надежда Колесникова, к сегодняшнему дню широкополосным доступом в Интернет обеспечили 165 школ города. Помимо этого, в 2011 году в самарских школах появились новые компьютеры и оргтехника.
Однако действия по обеспечению самарских школьников Интернетом и новыми компьютерами все же в большей степени являются мерами технологического обеспечения учебных заведений. В то время как процесс информатизации самого учебного процесса области идет дальше.
В двух тольяттинских школах стартовал образовательный эксперимент с использованием технологических новинок – электронных учебников. Первыми возможность протестировать новинку получили шести- и семиклассники школ №№93 и 94. В памяти каждого электронного ридера больше 30 учебников по всем школьным предметам, а также альбом для рисования и развивающие игры, чтобы ученик мог занять себя во время перемены. Объема памяти каждого устройства, как и в обычной электронной книге, хватит на то, чтобы держать под рукой целую библиотеку. Помимо функции накопления и воспроизведения текстовой информации в электронном формате новые учебники содержат ряд преференций для учителей: позволяют проверять выполнение домашнего задания, выставлять оценки, проводить тестовые и контрольные работы. Иными словами, участники эксперимента пользуются электронными ридерами не только как учебниками, но и как рабочими тетрадями и дневниками.
Тольяттинские школьники получили ридеры и flash-накопители в присутствии родителей, под личную ответственность и расписку. Использовать учебники они могут не только на уроках, но и дома при выполнении заданий. Немаловажным достоинством нового школьного гаджета является повышенная устойчивость к внешним воздействиям: школьникам разрешили носить книги в рюкзаках и не бояться повреждений корпуса или царапин на дисплее.
Директор общеобразовательной школы №94 города Тольятти Римма Иванова рассказала, что внедрение электронных учебников в повседневную жизнь шестиклассников школы №94 прошло безболезненно и встретило массу положительных откликов.
«Детям работа с новыми учебниками в удовольствие. Классы, которые будут участвовать в эксперименте, выбирала не школа, но уже сейчас мы видим, что выбор пал на шестиклассников очень правильно. В этом возрасте дети начинают скучать, часто отвлекаются от учебного процесса. Им постоянно хочется чего-то нового, интересного, отличающегося от урока в обычной форме. В этом плане электронные учебники дают массу новых возможностей».
Директор школы также отметила, что процесс использования учебников детьми не контролируется жестко. При таком демократичном подходе возникает угроза «злоупотребления» устройством, когда вместо того, чтобы на уроке читать учебник, школьник будет играть в самостоятельно скачанную и загруженную на устройство игру. Однако Римма Иванова заверила, что учащиеся относятся к учебникам серьезно, а за тем, чтобы учебники использовались по назначению, следят родители.
«Мы подписали с родителями учащихся договоры, согласно которым ответственность за использование и сохранность устройств лежит именно на них. Жестких директив и запретов на скачивание каких-то материалов и игр, не имеющих отношения к образовательному процессу, мы не озвучивали. Вместо этого детей «мягко» контролируют родители, да и сами дети разделяют учебу и развлечения и относятся к введенной новинке очень серьезно».
Между тем, структуры власти также отмечают, что введение электронных учебников не является жестким внедрением нового канала получения информации. Исполняющая обязанности руководителя департамента образования мэрии Тольятти Татьяна Любич отметила, что первоочередная цель технологического нововведения – сделать образовательный процесс более интересным, эффективным и современным. «Это один из видов новых дидактических материалов, который, конечно же, полностью не заменит обычной бумажной книги».
Основной плюс такой учебной инновации очевиден: при использовании единого электронного учебника детям не придется носить тяжелые портфели, доверху забитые книгами. Родители уверены: меньше физических перегрузок – здоровее ребенок. Тестирование электронных учебников продлится до конца учебного года, после чего станет понятно, насколько перспективным является данная инновация в образовательной среде. Если эксперимент окажется удачным, и процесс изучения электронных учебников понравится детям больше, чем учеба по книгам привычного формата, есть вероятность, что электронные учебники серьезно потеснят бумажные.