Для борьбы с интернет-преступностью в России создадут киберполицию. Власти Самары о внедрении контроля над виртуальным информационным пространством пока не заявляли, а городские интернет-пользователи уверены: в ходе централизованной борьбы на интернет-поле без «перегибов» не обойтись.
Контроль над контентом виртуальной Сети вскоре может получить официальный статус. Президент России Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Министерства внутренних дел выступил с заявлением о необходимости создать специальное подразделение при МВД, основной целью деятельности которого стала бы борьба с преступностью в Интернете. Президент подчеркнул, что Интернет уже стал важнейшим информационным каналом и потому входит в число приоритетных направлений государственной работы в наступившем году. Информационное киберпространство разрослось настолько, что в нем нашлось место не только для независимых информационных источников, но и для «сложных в техническом плане преступлений», раскрытию которых и сможет способствовать киберполиция.
По словам Дмитрия Медведева, серьезные коммуникационные возможности Сети часто используются во вред, и сегодня в Интернете можно встретить не только финансовых аферистов, но и торговцев наркотиками, экстремистов. «Если раньше, чтобы спровоцировать общество, требовалась длительная организация, то сейчас такие преступления возникают очень быстро, с использованием интернет-технологий», – заявил президент.
Причины президентской инициативы в целом понятны как простым интернет-пользователям, так и профессиональным представителям виртуального сообщества. Однако вопрос вызывает «революционная» постановка проблемы. На сегодняшний день в рамках Министерства внутренних дел уже действует специальное подразделение по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств – так называемое Управление «К». Данная структура является одним из самых засекреченных подразделений МВД России. Таким образом, если направление киберполиции будет создано, то не станет ли оно «двойником» уже действующего Управления «К»? Или киберполиция заменит Управление? Пока конкретных предложений по способам взаимодействия обеих структур ни от президента, ни от Министерства не поступало.
Опасения «перегибов», которые могут возникнуть в работе нового подразделения МВД, также весьма оправданны. Основанием для таких опасений могут служить высказывания самих представителей Министерства. Так, совсем недавно интернет-общественность была потрясена заявлением начальника бюро спецтехнических мероприятий МВД России Алексея Мошкова, который предложил запретить использование анонимных ников в Интернете.
«Преступник в Сети находится под ником, как бы в маске. В реальных банковских офисах, ресторанах или ночных клубах существует фейс-контроль. Почему бы его не ввести в киберпространстве? Зарегистрируйся под реальным именем, сообщи настоящий адрес и общайся. Если ты честный, законопослушный человек, зачем прятаться?»
Это высказывание господина Мошкова вызвало целый шквал негодования интернет-пользователей, выступающих за свободу анонимного общения в Интернете – «опцию», отличающую Сеть от всех прочих информационных каналов. На фоне таких заявлений опасения, что создание киберполиции может обернуться новым мощным орудием цензуры в руках федеральной власти, уже не кажутся преувеличенными.
Представитель самарской интернет-общественности, блогер Дмитрий Бегун убежден: идея создания киберполиции – мера больше репрессивная, нежели прогрессивная.
«На сегодняшний день стало очевидно, что все государственные контролирующие органы пока бессильны перед Интернетом, и, в первую очередь, перед выражением политического недовольства в Сети. Поэтому меры по государственному пресечению свободной наполняемости сетевого контента в меньшей степени продиктованы заботой о гражданах. К тому же, серьезные киберпреступления в нашей стране пока не получили таких масштабов, которые дали бы основание государственным силам вступить в борьбу. Компьютерная грамотность населения пока еще на довольно среднем уровне, само проникновение Интернета на территории страны относительно невысоко. При таких условиях, говорить о реальной киберопасности я бы не стал».
Как президентскую инициативу будут реализовывать на местах, говорить пока рано. К моменту публикации материала получить комментарий от представителей Самарского ГУВД пока не удалось. Тем не менее, понятно, что если идея о создании киберполиции получит дальнейшее развитие, то реакция профессиональных представителей интернет-сообщества и пользователей Сети не заставит себя ждать.