В конце мая на сайте госуслуг заработает своя электронная почта. Эта опция позволит жителям столицы и регионов отправлять обращения и жалобы в федеральные и муниципальные органы власти. Однако от первоначальной идеи – сделать из портала новую социальную сеть – правительство отказалось.
На сегодняшний день портал госуслуг объединяет около двух миллионов пользователей, тогда как полгода назад это число было в два раза меньше. Создатели портала объясняют причину прироста пользовательской аудитории введением более легкой процедуры регистрации. Если раньше пользователь портала мог получить персональный код активации для входа в личный кабинет только в отделении Почты России, то сейчас активировать свою учетную запись можно в центрах обслуживания и поддержки клиентов компании «Ростелеком» – технического партнера портала. Во втором случае пользователю не придется ждать получения кода активации в течение нескольких недель.
Также госуслуги в электронном виде теперь доступны на смартфонах: в конце марта – начале апреля вышли мобильные приложения для устройств на базе iOs и Android. По статистике разработчиков, только за первый месяц функционирования приложений их установили на свои мобильные устройства около 200 тысяч пользователей.
В ближайшее время перечень опций и услуг, доступных на государственном портале, пополнится еще одной возможностью. В конце мая на сайте запустят собственную электронную почту, пользоваться которой смогут все зарегистрированные посетители сайта. Напомним, чтобы зарегистрироваться на государственном портале, нужно ввести страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС). В качестве факультативных данных сайт запрашивает индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), ФИО и дату рождения. Процедура регистрации закономерно предусматривает введение пароля и ответ на контрольный вопрос. После этого остается получить персональный код для активации учетной записи – одним из двух уже указанных способов.
Отличительной особенностью персонального почтового ящика на портале госуслуг станет отсутствие привычного значка @ в адресе «электронки». Вместо него в качестве адреса электронной почты будет использоваться полное имя пользователя – наподобие аккаунта в социальной сети. Значок @ в данном случае не нужен, потому что почта будет функционировать по внутренним каналам портала государственных услуг. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Ильи Массуха, обычной почтой тоже пользуются без «собак». Письма посылают просто по адресу проживания. Тут будет так же: у всех жителей России откроются такие ящики. Однако если адресом электронной почты будет полное имя (ФИО) пользователя, то как в таком случае система не «перепутает» абсолютных тезок и однофамильцев? Об этом механизме фильтрации создатели государственной электронной почты пока ничего не заявляли.
Персональная электронная почта на госпортале поможет не только оплачивать различные государственные услуги. Едва ли не основное ее предназначение – обеспечить прямую связь между жителем города и представителем федеральной или муниципальной власти. С помощью этой почты пользователи портала смогут направлять свои запросы и жалобы в органы власти. При этом, по замыслу разработчиков опции, чиновники будут обязаны отвечать на все полученные письма. Таким образом, почта на портале госуслуг в перспективе станет еще одним каналом общения между гражданами и властью. Правда, здесь, как и с использованием стандартной электронной почты, фактически нет возможности отследить, дошло ли письмо до адресата.
Интересно, что ранее создатели портала Gosuslugi.ru высказывали мысль, что функционал ресурса можно расширить до формата общественной социальной сети. В частности, рассматривали возможность интегрировать в портал возможность добавления в друзья – составляющей, которая характерна для любой известной соцсети. Однако до этапа реализации этот замысел не дожил. В итоге сразу после запуска опции пользователи электронной почты государственного портала получат возможность вести «вертикальную» переписку с чиновником, которая будет возможна только внутри портала. Кстати, раньше разработчики опции планировали включить возможность отправки писем в том числе и на внешние электронные ящики. В итоге и от этого замысла отказались. Как заметил Илья Массух, следующим шагом модернизации почты должна стать новая функция, которая позволит пользователям обмениваться сообщениями друг с другом.
По сообщению пресс-службы ОАО «Ростелеком», почтовый ящик будет использоваться для взаимодействия граждан с государством. Он представляет собой раздел портала, позволяющий отправлять обращения граждан в произвольной форме в любое ведомство. Запрос с этого ящика юридически значим, ответ обязателен для ведомства, и система контролирует ответ на каждый запрос с возможностью подачи жалобы в прокуратуру за неисполнение госфункции.
Будет ли востребована государственная электронная почта среди жителей и чиновников регионов? По мнению самарца Никиты Зубко, который является активным пользователем портала госуслуг, в условиях, когда жителям города так важно получить хоть какой-то отклик местных властей, электронная почта, которая гарантированно свяжет пользователя с адресатом, может стать неплохим инструментом для взаимодействия. «Я неоднократно обращался с вопросом к чиновникам через «Твиттер», – продолжает Никита. – Но ответ получал далеко не всегда. Если введение электронной почты хоть как-то обяжет представителей власти отвечать на запросы населения, то пользователей существенно прибавится».
Фото: Фото с сайта Мuddacademics.com