Согласно результатам аналитического исследования, лишь треть россиян знает о том, что из себя представляет система QR-кодов, и как она может пригодиться в повседневной жизни. Тем временем, процесс QR-кодификации Самары продолжается: все больше городских объектов и компаний обзаводятся собственными цифровыми «метками».
Аналитическая компания J'son & Partners Consulting предоставила результаты исследования «Рынок QR-кодов в России и в мире». С помощью компаний SMARTEST и WapStart аналитики выяснили, насколько обычные жители российских городов осведомлены о QR-кодах и насколько востребована ими информация, «зашифрованная» в этих цифровых метках.
Сам рынок QR-кодов во всем мире сегодня переживает стадию роста. Этому, в первую очередь, способствует стремительное увеличение числа пользователей портативных мобильных устройств – смартфонов и планшетов. Именно они являются основной потребительской аудиторией QR-технологии, благодаря возможности считывать матричный код посредством специального мобильного приложения. На сегодняшний день существует более десятка программ-сканеров для считывания QR-кодов, большинство из них доступны владельцам смартфонов на iOs, Android, Windows Phone и других менее распространенных ОС бесплатно. Самыми популярными являются такие приложения как Barcode Scanner, ScanLife, Qrganize, QRReader, Scan и другие.
Процесс считывания двумерного штрих-кода мобильным устройством довольно прост: после активации приложения и поднесения смартфона или планшета к изображению кода система сканирует изображение и автоматически перенаправляет пользователя на соответствующий интернет-сайт, где можно подробнее узнать об услуге, товаре или явлении, которые в реальной жизни «прячутся» за QR-кодом. Если кодом оснащено здание кафе, после сканирования пользователю наверняка будет доступно актуальное меню, если «закодирован» кинотеатр – расписание сеансов на целый день. Иными словами, результатом сканирования всегда является получение некоей информации, которую пользователь может оперативно сохранить на свой мобильный гаджет и при необходимости использовать.
Опрос владельцев смартфонов и планшетов в России, который провела аналитическая компания J'son & Partners Consulting, выявил, что лишь треть респондентов (33%), проживающих в российских городах, имеет представление о существовании QR-технологии и умеет получать информацию с ее помощью. Большая часть россиян (59%) не знает, что такое QR-коды, а 8% информированы об этой технологии неверно.
Однако пользуются QR-технологией в своей повседневной жизни куда меньше людей, чем знают о ней в теории: лишь 23% пользователей хотя бы раз сканировали своим мобильным телефоном QR-коды. Половина россиян из этого числа использует QR-сканер для получения информации регулярно (48%). 8% респондентов не могут пользоваться технологией считывания кодов по техническим причинам: их телефоны не оснащены камерой и операционной системой, поддерживающей загрузку приложения. Впрочем, процент тех, кто может считывать QR-коды, но не делает этого, больше: 69% респондентов имеют технические возможности для использования QR-сканера, но ни разу не применяли ее на практике. Среди причин своей «неактивности» пользователи назвали неосведомленность о технологии (44%), отсутствие специального мобильного приложения (44%) или необходимости в подобных технологических манипуляциях (25%).
С другой стороны, представители бизнес-сферы также используют QR-технологию далеко не в полном объеме. По данным исследования, QR-коды используют лишь 6 из 20 розничных сетей, попавших в выборку. Самые «закодированные» в России сферы – маркетинг в наружной рекламе и печатных СМИ, сфера услуг и перевозок (чаще QR-коды используют авиакомпании).
В названии QR-кода зашифрована суть этого явления: Quick Response – быстрый отклик. Он представляет собой матричный двумерный (2D) штрих-код, считывание которого доступно с помощью специальных мобильных приложений. Разработка QR-кода принадлежит автомобильному концерну Toyota в 1994 году. Однако незадолго после изобретения технология «переросла» автомобильную промышленность и распространилась на разные сферы бизнеса и развлечений.
В Самаре процесс QR-кодификации развивается поступательно, однако до массовости этой технологии, как и в других регионах, еще далеко. Один из разработчиков QR-кодов в Самаре Андрей Ишмуратов убежден, что в ближайшем будущем двумерные цифровые коды смогут выполнять информационно-оповестительную функцию для туристов – этот вопрос станет особенно актуальным, если Самара все же получит право на проведение мундиаля в 2018 году. «С помощью QR-кодов можно решить языковую проблему с иностранными туристами. Например, китаец сможет навести телефон на здание ресторана и получить информацию о нем вплоть до того, как ему по-русски придется что-нибудь заказать или купить».
О еще одной важнейшей функции QR-кодов рассказал генеральный директор ЗАО «Вебзавод» Максим Батянов: «QR-код обеспечивает мгновенный доступ к самой актуальной информации об объекте, на который он нанесен. Это может быть, например, один из домов старой Самары, тогда жители и гости города смогут увидеть описание объекта, его историю, фотографии. Это может быть ресторан, тогда можно увидеть меню, цены, отзывы посетителей. Это может быть муниципальное учреждение, тогда вы получите режим работы, телефоны и ФИО ответственных за то или иное направление сотрудников».
Директор компании AlFi Videography Илья Алмазов рассказал IT63.ru, для чего он использует QR-код в своей работе. «Для большинства жителей Самары QR-код является неким шифром, привлекающим внимание, а людям, знакомым с программой-сканером, всегда интересно посмотреть, что за этим кодом скрывается. По моим ощущениям, создание собственных QR-кодов для представителей бизнеса постепенно становится трендом. В свою очередь, потребители товаров и услуг в Самаре – молодые люди, владельцы современных гаджетов, активно скачивают программы для считывания QR-кодов и получают информацию по этому каналу. Мы используем цифровой код как продвинутое средство связи с клиентами, помимо уже привычных телефонных контактов, электронной почты и ссылок на аккаунты в соцсетях».
Фото: Фото с сайта Infobae.com