В фанатском движении к классическим клубным цветам все чаще добавляется политическая окраска.
В последнее время все больше и больше внимания общественности привлекают к себе футбольные фанаты. Декабрьские события в Москве, беспорядки в Нижнем Новгороде, скандалы вокруг сборной – вот далеко не полный список созданных ими тем для споров и рассуждений. В глазах обывателей внешний и моральный облик этих персонажей ясен и прост: вечно пьяные, дерущиеся, орущие, нетерпимые. Такое же мнение о фанатах и в Самаре. Тысячи болельщиков со всех уголков России съезжаются искупаться в Волге, выпить пива на культовом «Дне» и, конечно, поддержать свою любимую команду, мимоходом разнеся полгорода.
Сразу замечу: автор не собирается стараться как-то изменить мнение о фанатах. Тем более, во многом оно верно. Как говорят английские хулиганы, болеющие за «Миллуолл»: «Нас ненавидят – нам плевать!». Вряд ли у кого-нибудь получится найти в России общественную силу столь же активную и при желании организованную. А если учесть недавний выход фанатов на политическую арену с беспорядками в самом сердце столицы, то становится ясно, что рано или поздно с ней придется считаться. Это и показала зимняя встреча премьера Владимира Путина с официальными лицами от фанатских движений страны.
Недавно у автора состоялась небольшая беседа с представителем одного московского «молодежного объединения по интересам», как выразился сам рассказчик, по понятным причинам попросивший не указывать его имени. Мы говорили о фанатах в контексте современной социальной и политической обстановки в стране.
– Расскажи для начала о структуре современного фанатского общества. Насколько я знаю, произошло некоторое расслоение на трибунах, так скажем, по специализации.
– Некое разделение действительно имеет место, по сравнению с теми же 90-ми, когда мы просто дрались, пели и зажигали. Вообще, «движ», (общая масса организованных болельщиков того или иного клуба. – Прим. автора), состоит из нескольких группировок, на сленге называющихся «фирмами» или «конторами». Есть инициативные группы, специализирующиеся на красочной поддержке команды при помощи пиротехники, флагов, баннеров. Это – «ультра» или «ультрас». Классические же «фирмы» отстаивают честь команды в драках с оппонентами. Как правило, в них 30-50 человек активного состава, плюс окружение и находящиеся на просмотре. Есть «основа» – самые авторитетные люди, имеющие за спиной не один десяток, а то и сотню выездов за команду, участвовавшие во многих драках. Они выбирают направление развития «движа», подписываются под официальными заявлениями, общаются с клубными официальными лицами и т.д. Пробиться в руководство сильного «движа» проблематично, непроверенных людей там не бывает, что и обеспечивает закрытость всех фанатских тем.
Другое дело, что между «оф» (околофутбольщики-хулиганы. – Прим. автора) и «ультра» есть некая прослойка в виде так называемых боевых «ультрас», многие из которых дерутся за команду или находятся на просмотре в серьезную «фирму». Более того, известна практика проведения занятий единоборствами под руководством опытных бойцов из хулиганских коллективов, дабы они могли за себя постоять. В общем, каждый занимается тем делом, которое знает.
– Много слов в прессе посвящено росту нетерпимости на трибунах российских стадионов. Интересно было бы узнать подробности «из первых уст».
– Фанатские трибуны и национализм – понятия на данный момент неразделимые. Как бы ни открещивались от этого лидеры движений, заявляя, что «трибуны вне политики» – все это пустые официальные фразы для СМИ и обывателей. Подавляющее большинство в той или иной степени придерживается «ультраправых» взглядов. В этом, наверное, одно из главных отличий нашего фанатского движения от зарубежных. Если, например, в Англии традиционно ультраправым считается «Челси», «Милуолл», а в рядах тех же «Вест Хэма» или «Бирмингема» много чернокожих, то в России ультраправые все. Значимых движений с «антифашистским» уклоном у нас нет. Другое дело, что эта «ультраправость» абсолютно разного толка и смысла. В Европе в основном процветает расизм, в России же классический национализм. Если вкратце, превалирование русского языка, русской культуры, русской нации, как титульной над остальными.
Самое интересное, что при всем этом самые тесные отношения у нас не с украинцами и не с белорусами, как этого следовало бы ожидать (политиканам удалось разладить отношения народов), а с сербами. Так, к примеру, на недавнем товарищеском матче сборных многие сербы пошли на домашний сектор и наоборот. Националистические идеи привели к интересному результату и в фанатских отношениях – в начале 2000-х началось активное распространение правила «чистых рук». Тогда решено было отказаться от использования подручных средств в драках: арматур, бутылок, камней, пряжек ремней и т. д. Это стало возможно с осознанием того факта, что твой оппонент тебе не враг. Он такой же русский парень, как и ты, и это важнее любых клубных пристрастий.
А вот с кавказскими болельщиками эти правила не действуют. Недавно был объявлен официальный бойкот и кавказским клубам – теперь туда на выездные матчи наши фанаты не ездят из-за постоянных конфликтов с местными. Мы с ними абсолютно разные, и давно пора бы это нашим властям понять. По поводу бойкота было сказано много слов и мнения разделились: кто-то его полностью поддерживает: «Нечего там делать, да и целее будем». Другие же склонны видеть в этом руку власти: «Не будет приезжих – не будет межнациональных конфликтов». Пока тенденция такова, что организованные массовые выезды туда не проводятся.
– Какое бытует отношение к власти в целом?
– В основном все придерживаются антиправительственных и антисистемных взглядов. Но кто бы что ни говорил, факт остается фактом: не раз и не два футбольных хулиганов использовали в своих целях представители крупного бизнеса и власти, начиная от банальных погромов рынков и разгонов несанкционированных акций протеста и заканчивая охраной митингов или проекта под названием «Селигер». Вспомни 11 декабря. Если Ленинградка – чисто наша инициатива (на следующий день после убийства выходцем из Кавказа болельщика Егора Свиридова несколько сотен фанатов, собравшихся около Головинской межрайонной прокуратуры, перекрыли Ленинградское шоссе. – Прим. автора), то массовые беспорядки на Манежной площади, по-моему, являются провокацией властей с целью создать повод для закручивания гаек по отношению к «правым».
Хочу отметить, что представители одной из «контор» московского ЦСКА – личная охрана крупного чиновника и тренируются они в казенных спортзалах. Более того, многие работают в силовых структурах, таких как МВД или ФСБ, и это считается нормальным – ценность полезных связей в нашем деле трудно переоценить. Да и бизнесмен Михаил Прохоров, заявляющий о скорых переменах с плакатов, по слухам уже встречался с фанатскими лидерами для организации очередного «патриотического движения» а-ля «Наши».
– Рады, что Чемпионат Мира-2018 пройдет в России?
– Да. Инфраструктуру создадут, стадионы новые построят. Только разворуют ведь все. А за фанатов в последнее время активно принялись. Например, если использование пиротехники сейчас тянет на административное правонарушение, то с выходом так называемого «Закона о болельщиках», который должен быть обнародован осенью, санкции будут значительно ужесточены.