
Антон Щанкин говорит, что бег кардинально меняет всех людей. Если, конечно, бежать в нужном направлении
История жителя автограда напоминает жизнеописание Форреста Гампа в той его части, что касается бега. «Беги, Форрест, беги!» — говорили киноперсонажу мать и девушка.
«Беги, бро, беги!» — сказал близкий друг тольяттинца и дал, что называется, пинка. Настолько волшебного, что Антон бежит уже шесть лет подряд и готов бежать дальше. В снег, дождь и лютые морозы.
История айтишника, который из угрюмого интроверта превратился в оптимиста-экстремала, — в материале TOLYATTY.ru.
«Антоша, мы всё уронили…»

Бывалые бегуны ловят кайф, общаются и веселятся на забегах
Антон Щанкин из Тольятти — успешный IT-менеджер, который ведет направление в компании GISMETEO. Молодой, энергичный активист и оптимист с прекрасным чувством юмора. Несколько лет назад вы бы его вряд ли узнали. Это был замкнутый интроверт, погруженный в цифры и коды.
Решение пойти в IT тольяттинец принял еще в школе, когда увлекся компьютерами. Тогда профессия мейнстримом не была, влекла к себе энтузиастов, которые узнавали всё сами. Начинал Антон инженером электросвязи в интернет-компании, дорос до менеджера по IT на европейском предприятии автокомпонентов…
— Но тут настал этап, который можно охарактеризовать так: «Антоша, мы всё уронили…» Годы шли. Сидячий образ жизни, отсутствие режима, неправильное питание. Тогда я был чемпионом мира в потреблении кофе «3 в 1» с тонной сахара и, если везло, печеньками. Решение рабочих задач было важнее решения задачи правильно кушать и хорошо спать — так в моей профессии (и не только моей) живут многие.
К 32 годам сил не осталось. Как будто выключатель сработал. Хотя должность и зарплата свидетельствовали о некотором успехе. К этому возрасту все нормальные люди только начинают радоваться жизни, я же потерял желание жить. Хожу, на всех ворчу, вечно недоволен, мысль одна: «Да что вы все ко мне прицепились?» В итоге понял, что вообще не хочу работать, и уволился в никуда.
Уйти в никуда — не самая моя гениальная идея. Ждали меня далеко не везде, а деньги кончались. Удаленки в том объеме, как сейчас, тогда не было, разовые заказы не покрывали потребности. Пришлось стать тем самым таксистом, который знает всё обо всём, но почему-то крутит баранку. И снова я жил в режиме «3 в 1».
По итогу перевыполнил план: доломал машину, на которой таксовал, и свой организм. В один момент я обнаружил, что потерял дар речи, — говорит Антон.
Это случилось на одном из финальных интервью — тольяттинец пытался тогда устроиться на работу.
— Меня что-то спросили на английском — такое было требование у работодателя — я в ответ не могу ни слова произнести. Язык меня не слушается, во рту каша. Меня спрашивают: «Антон, что с твоим английским?» А я уже и по-русски-то не особо…
Пришел в поликлинику и узнал, что на ногах перенес инсульт. Врачи, мягко говоря, присели: такой молодой и уже инсульт! Казалось бы, откуда? Я не курил и спиртным не увлекался. Началось лечение: препараты, процедуры, капельницы… Когда пришел в себя, понял, что надо радикально менять образ жизни. Всё, я прошел точку невозврата.
Однажды мне позвонил друг. Дело было 31 декабря 2018 года. Руслан предложил отпраздновать Новый год с ним в компании, я согласился и приехал в пригород Тольятти. Видимо, вид у меня был так себе — весь праздник мы обсуждали мое здоровье, а заодно и мой образ жизни. Поднимали бокалы за ЗОЖ. Смешно звучит, но так и было. Тогда Руслан предложил начать бегать и поделился своей экипировкой для бега. Много вещей отдал тогда — кроссовки, шорты, майки, верхнюю одежду, часы мне купил с пульсометром. Я благодарен ему за этот старт. Мне очень повезло, что Руслан — мой друг, — вспоминает Антон.
«Ушел по колено в воду, вскоре провалился по пояс»

Тренировки Антон начинал в одном из беговых сообществ Тольятти

Под ногами была замерзшая вода. По факту — «бутерброд» из льда, холодной воды и снега

В один момент тольяттинец по пояс провалился в воду, но до финала добежал
Через два месяца Антону удалось устроиться на новую работу. Он снова начинал с низов, с должности инженера 2-й категории. В этом же месяце прошло первое беговое испытание Тремоло Challenge — ежегодный региональный забег по Волге в Тольятти. Тогда надо было пробежать 10 или 21 километр на выбор*.
* Дистанция марафона — 42 километра 195 метров. Это классическая олимпийская легкоатлетическая дисциплина для женщин и мужчин. Дистанция полумарафона в два раза короче марафонской — 21 километр 97,5 метра.
— Нас перебросили на ту сторону Волги на автобусе, а обратно мы должны были бежать через замерзшую Волгу. Вернее, она должна была замерзнуть. На деле под ногами был «сэндвич»: лед выступал в роли тостов, начинкой — ледяная вода. Я первые 5 километров радовался, что мне везет и под ногами твердая поверхность. Потом ушел по колено в воду, вскоре провалился по пояс. Когда выбрался, начался бег на месте: рыхлый снег перемалывался под ногами и дико тормозил. Но свои 10 километров я тогда всё-таки сделал.
Крупный забег — это всегда праздник. Организаторы делают всё, чтобы событие запомнилось. Перед началом — шоу и регистрация для гостей и участников. На самой дистанции — поддержка и питание. Чтобы попасть на этот праздник жизни, нужно выкупить слот участника и предоставить справку о прохождении медкомиссии. Чем серьезнее мероприятие, тем более серьезное обследование необходимо будет пройти, — поделился Антон.
Здоровье тольяттинца к тому моменту позволяло проходить аттестацию — он решил покорять дистанции разной длины и сложности.

Лично я за суперрезультатами никогда не гнался. Мой личный рекорд — 10 километров за 43 минуты в начале сезона. Неплохо для человека, который всю жизнь провел в компьютерном кресле. Мог бы и быстрее, но получил травму.
Антон бегал по Самарской области и Татарстану, по Турции и Голландии. И уверяет, что бег позволяет получить несколько радостей одновременно: укрепить здоровье, испытать себя на прочность и мир посмотреть.
— Люди ездят за границу за впечатлениями. Мы, бегуны, тоже. Дистанции организуют в очень красивых местах! В Стамбуле трасса шла по городу и вдоль моря, залива Босфор. Представьте: синее небо, крепость, чайки кружат, туристы счастливые ходят. Всю дорогу до Голубой мечети (памятник архитектуры, визитная карточка Стамбула), а там у нас был финиш, бежал и улыбался, так мне было хорошо.

Сначала марафонец бежал под теплым турецким солнцем под звук чаек
У нас места тоже живописные — разглядел всё в красках на полумарафоне в Жигулевских горах. Мы бежали осенью, было всего 5 градусов тепла, зато вокруг — зеленое, красное, рыжее. В Амстердаме было тоже атмосферно, но проникнуться атмосферой не смог — чувствовал себя неважно. Приехал в Голландию простывшим, но всё-таки вышел на трассу, — говорит Антон.
«Бежал и беседовал с духами»

В этой части планеты бывает и -70, так что -50 — еще теплынь
В январе тольяттинец вернулся с экстремального марафона «Полюс холода», который каждый год проходит в Якутии, в селе Оймякон*. Это место — одна из самых холодных точек планеты.
* Оймякон — село в Оймяконском улусе (районе) Якутии, известное как один из «полюсов холода» на планете. По ряду параметров Оймяконская долина — наиболее суровое место на Земле: зимой температура воздуха может опускаться ниже -60 °С.
Бегать в лютый мороз Антон приехал вместе с группой поддержки — дочкой и женой. Надежда ехала помогать мужу, но внезапно для себя решила поучаствовать и пробежала 5 километров по замерзшей трассе.
— Старт на короткие дистанции был за день до марафона, поэтому Надежда бежала в другой день. Побежала в унтах и моей куртке и набежала на первое место в своей категории, — говорит Антон.

Свою дистанцию Надежда бежала в унтах и куртке мужа с укутанным лицом

Надежду Щанкину на финише встретили персонажи из северных сказок
Бегали марафонцы в многослойной экипировке, даже перчаток пришлось надевать сразу две пары. И всё равно Антон говорит, что чуть не остался без пальцев. К тому же бегуну временами было страшно.
— Мы стартанули в 7 утра. Градусники показывали минус 48, стоял густой туман, трасса была без единой живой души. Это, собственно, даже не трасса была, проселок, пробитый грейдером между двумя якутскими деревушками. Я бегу, не могу поймать нужную волну, пытаюсь настроиться. И дороги не вижу — темно. Чувствую, что мороз бежит по коже. Жутковато. Говорю сам себе: беги вперед, не ошибешься. Так и продолжаю во тьме и тишине — слышу только свое дыхание. Тут я вспомнил, как перед забегом нас наставлял тренер, коренной житель Якутии. Он, матерый спортсмен, тогда посоветовал поговорить с духами, причем рекомендовал это делать на полном серьезе.

В таких юртах якутские сельчане не живут. Их строят для туристов

Примерно так выглядела трасса уже после «разговоров с духами», когда рассвело

Со стороны может показаться, что я был слегка не в себе. Но, ребята, там во что угодно поверишь! К тому же в падающих самолетах атеистов нет.
И я заговорил — про себя, конечно, в мыслях. Сначала думаю, что, наверное, есть дух дороги. Слушай, говорю, мужик, ты прости, что мы по тебе грейдером прошлись, помоги добежать до первого чек-поинта* с теплым питьем (он был через 7 километров). Чувствую, что под ногами появились участки, где легче бежится. Благодарю. Бегу дальше. Говорю с духом зари, мол, выглядывай быстрее. Вижу — сбоку зарево. Сказал спасибо духу ветра за то, что спит до сих пор. В минус 50 ветер был бы, сами понимаете, некстати.
* Чек-поинты — пункты, где бегунам дают воду, еду, специальные напитки-изотоники, при необходимости лекарства или сменную экипировку.
Мог оставить пару пальцев там, в далеком для нас Оймяконе. Ошибся в выборе экипировки — перчаток. Мне просто повезло, что мимо ехала машина, а в ней были жена Надя и еще один участник забега. Видимо, духи точно были в тот день на моей стороне — они оказались рядом со мной по чистой случайности и помогли поменять перчатки — свои я отрывал от кожи зубами, настолько они смерзлись с рукой.

Антона поприветствовали Чысхаан, то есть Дед Мороз, и его внучка по имени Хаарчаана (Снежинка)

Жена Надя поддерживает все авантюры мужа и всегда оказывается в нужное время в нужном месте

В семье растет дочка Аврора — и тоже бегает
Бег дался мне в тот раз тяжело. Решил для себя, что стану сильнее, буду больше тренироваться. Ребята на марафон приехали сильнейшие, это очень заряжает, мотивирует, на них хочется равняться, — рассказал бегун.
Но новичкам, которые только решили начать бегать, Антон советует не спешить.
— Люди бегут «с дивана». Особенно активно после зимы, буквально как снег сойдет. Если гнаться за временем или выходить сразу на длинные дистанции, легко получить травму, закрепить плохую технику и навредить самому себе. Бегайте в удовольствие, немного, не спеша, на низком пульсе. Бег не должен вызывать дискомфорта.

Бег — это про счастье. У нас мощный выброс эндорфинов происходит. Там такая биохимия потом в крови плещется! Видели вы когда-то депрессивных, хмурых бегунов? Их не бывает!
В идеале лучше пойти в зал и взбодрить себя по части ОФП — к сезону готовиться можно и зимой в помещении. И не забывайте про хорошую экипировку. Кроссовки, например, делают под разные виды поверхностей, под уровень подготовки человека. Такие спасают от травм суставов, «приколов» с седалищным нервом и «грушевидкой»*, которые могут очень быстро выйти из строя.
* Грушевидная мышца — это небольшая мышца внутренней группы тазовых мышц, расположенная в глубине ягодиц. По форме напоминает грушу.
Я прочувствовал всё на своем опыте, не повторяйте моих ошибок. Опять-таки, все эти тонкости лучше объяснит тренер. Кроме того, он научит бегать красиво, с подъемом бедра, что скажется и на качестве бега. Наставники есть в любом беговом сообществе, практически во всех городах России. Ну и не спешите испытывать себя на прочность. Рассчитывайте силы, обязательно следите за пульсом.
Мы бежим аккуратно, в одном темпе и на низком пульсе. Успеваем байки рассказать друг другу, обменяться планами на жизнь, пошутить. Делаем всё ради удовольствия. Те же, кто кидаются на амбразуру, стремятся всех обогнать, резко набирают скорость, рискуют финишировать уже на том свете. К сожалению, такие случаи были, — говорит марафонец.
Уважаемые читатели, у TOLYATTY.RU есть группа во «ВКонтакте» — присоединяйтесь!