Где будет располагаться новый речной вокзал Самары? Почему его балконы находятся под углом? Зачем в здании бронированные стены, VIP-зал и больница? Об этом 63.ru рассказал архитектор, один из авторов проекта Дмитрий Орлов.

Новый речной вокзал хотят построить в районе шестого причала, в 800 метрах от старого здания. Осенью прошлого года рабочие расчистили площадку. Здесь полностью снесли бывший мукомольный завод и частично — бывший линейный отдел полиции.
Здание планировали возвести к чемпионату мира по футболу. Однако проект пришлось заморозить. После прихода Дмитрия Азарова на пост врио губернатора Самарской области региональное правительство и специалисты пришли к выводу, что провести все работы в срок просто не получится.
В начале года региональные власти предусмотрели на эти цели в бюджете 170 миллионов рублей. Но, по словам Дмитрия Орлова, на строительство потребуется в три раза больше — до 500 миллионов рублей.
— Львиную долю от этой суммы составят компенсации тем, чьи здания сносят, и траты на выкуп земли у собственников, — пояснил архитектор. — Мы сильно экономим на материалах, смету нам очень сильно порезали. Пришлось выкинуть всё лишнее. Поэтому какой-то богатой внутренней отделки, к сожалению, не будет.

Но, по его словам, это не испортит внешний и внутренний вид нового здания. Согласно эскизам, пассажиры и прохожие смогут увидеть Волгу сквозь стены речного вокзала даже с улицы Максима Горького.
— Основной зал ожидания — это стеклянный куб. Он будет светиться и днем, и ночью, — рассказал Дмитрий Орлов.
Площадь здания составит 6800 квадратных метров. Из них только под подземную парковку отвели 2300 квадратных метров. Здесь получится разместить около 50 автомобилей.

Именно строительство парковки может стать одной из главных проблем проекта. Всё дело в том, что она будет располагаться ниже уровня затопления. Поэтому подрядчикам предстоит составить график работ с учетом ежегодного разлива Волги.
По задумке авторов проекта, водители смогут заезжать на паркинг с улицы Комсомольской. Но потом автолюбителям и их пассажирам всё равно придется подниматься на улицу и входить в здание через главный вход. Это не недочет архитекторов, а требование безопасности. Такая же система уже много лет действует в аэропорту Курумоч.
Остальные 4500 квадратных метров будет занимать «надводная» часть речного вокзала. Здание будут использовать 365 дней в году и 24 часа в сутки.
— Почему практически умер старый речной вокзал? Владельцы здания чуть ли ни все помещения сдали в аренду другим людям. Ни к чему хорошему это не привело, — считает Дмитрий Орлов.
Поэтому в новом здании нельзя будет сдать в долгосрочную аренду ни одного помещения. Во главу угла поставят пассажира.

— Мы хотим сделать так, чтобы горожанам было комфортно и приятно ждать свое судно, — объяснила главный архитектор проекта Наталья Терещенко. — Я дочь речника и много лет провела рядом с водой. Мне эта тема очень близка.
На первом этаже будут располагаться кассы, технические и служебные помещения, кафе и просторный зал ожидания. По идее архитекторов, он будет многофункциональным.
— Летом пассажиропоток будет большим — от 1500 до 2000 человек в час. А зимой людей на переправу на воздушной подушке не много, — пояснил Дмитрий Орлов.

Поэтому в холодное время года зал ожидания можно будет отделить перегородками. Это пространство хотят превратить в школу для речников, а впоследствии проводить там выставки, конференции и групповые занятия.
— Я бы здесь даже свадьбы проводил, — пошутил архитектор. — Места будет предостаточно.
На втором этаже для пассажиров будет чуть меньше места. Согласно чертежам, над залом ожидания с этой части здания будет нависать небольшой балкон. Здесь также будут располагаться кафе, кухня и VIP-зал с видом на Волгу.

— У нас была мечта, что сюда на яхтах будут иностранцы подплывать. Даже специальные туристические маршруты для них разрабатывали, — рассказал Дмитрий Орлов.
Кроме кафе на втором этаже хотят разместить туристическое агентство, где можно будет купить билеты на корабли дальнего следования и туристические пароходы. А для маленьких пассажиров обустроят детскую комнату и игровую.
Здесь же будет располагаться диспетчерский пункт. У работников вокзала будет возможность лично контролировать, кто пришвартовался. Для наблюдения им предоставят специальный балкон.

Его сделали с небольшим уклоном. Только так с него будет открываться хороший вид не только на Волгу, но и на причалы. Об этом просили сами сотрудники речвокзала.
Вместо третьего этажа в новом здании будет крыша с навесом. Здесь также будут располагаться летний ресторан со стульями и удобными диванами и офисы туристических компаний.

Кроме того, в новый речной вокзал переедет отдел транспортной полиции. По проекту, для них построят камеры предварительного заключения и комнату для хранения оружия с бронированными стенами.
Разместят в вокзале и медиков. В здании обустроят инфекционно-карантинную зону.
— Если на корабле кто-то заболел, этого человека нельзя впускать в город. Больного заведут в палату через отдельный тамбур и будут лечить, — пояснил Дмитрий Орлов.
Как рассказал архитектор, действующий проект уже прошел все стадии согласования. Работы на объекте можно начинать в самое ближайшее время. Главное — найти источник финансирования.

— Речной вокзал в 5 раз меньше нового дворца спорта. Строить его тоже в 5 раз проще, — добавил архитектор.
Но перед началом работ подрядчикам необходимо решить несколько проблем. Кроме весеннего половодья вопросы возникли к уже существующим маршрутам общественного транспорта: необходимо перенести троллейбусное кольцо. Представители трамвайно-троллейбусного управления уже готовят проект.
По словам архитектора, строительство может занять год. Еще несколько месяцев уйдет на благоустройство прилегающей территории с учетом времени года и погодных условий.
Вам нравится проект нового речного вокзала?
Главные новости Самары в формате фото и видео в нашем Instagram.