«Я не нарушал!», «Меня вынудили нарушить ПДД!» — вот самые частые отговорки водителей, заехавших за стоп-линию или выехавших на красный свет. Как действовать в спорной ситуации или как в нее вообще не попадать, рассказываем вместе с начальником центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Александром Щедриным.
Сколько в Самарской области установлено камер?
Всего в регионе находится 170 стационарных камер и 231 передвижная.
Первые работают в круглосуточном режиме и обеспечивают постоянный контроль за участком дороги. Чаще всего такие камеры выглядят как небольшие белые треугольники. Их можно в большом количестве увидеть, например, на Московском шоссе. Здесь установлены камеры нового поколения системы «Кречет». Они следят за плотным потоком автомобилей и фиксируют сразу несколько типов нарушений: превышение скорости, езда по «встречке», выезд на полосу, предназначенную для общественного транспорта, и заезд на обочину.
«Скворечники», или передвижные камеры, находятся в антивандальном корпусе и питаются от аккумулятора. Они более мобильны, их можно снять и перевесить в другом месте.
Кто решает, где повесить камеры?
Передвижные комплексы устанавливают с инициативы территориальных ГИБДД. Сотрудники ведомства проводят анализ аварийности на участках дорог, разрабатывают дислокации и передают их в правительство. Именно оно ответственно за установку камер.
— Люди ошибочно полагают, что мы делаем на этом бизнес: ставим камеры, где удобно, и имеем с этого какой-то процент со штрафов, — рассказал Александр Щедрин.
Камеры устанавливают в зависимости от частоты того или иного типа нарушения ПДД. По словам Александра Щедрина, аварийность на дорогах с камерами снижается до 100%.
С начала года на дорогах Самарской области произошло 2975 ДТП. В них погибли 300 человек, и еще 3923 человека пострадали. В прошлом году эти цифры были несколько выше: 3125 ДТП, 357 погибших и 4123 раненых.
А что еще могут снять камеры?
Больше ничего. В Интернете распространена информация о том, что водителям приходили штрафы за непристегнутые ремни, разговоры по мобильному телефону, невключенные фары и отсутствие страховки.
— Несмотря на то, что у «Кречетов» очень высокое качество фотографий, они не настроены на фиксацию такого нарушения, — прокомментировал Александр Щедрин.
Теоретически базу данных о наличии полиса страхования можно соединить с базой данных ГИБДД. Но пока ни одна страхования компания не пошла навстречу силовым структурам.
То есть камера решает, нарушил ли я ПДД или нет?
И да, и нет. Комплекс действительно фиксирует нарушение правил дорожного движения. Эта информация передается в ЦАФАП, где инспектор просматривает все материалы и принимает решение, выписывать ли постановление или нет. На проверку фотографий у него уходит несколько секунд.
Проблемы могут возникнуть у машин с грязными или нечитаемыми номерами. В этом случае инспектор пробивает автомобиль по базе. Если даже этот способ не приносит результата, то фотография бракуется, а штраф водителю не придет.
Получается, что камеры легко обмануть: замазал грязью или заклеил номер, и все, можно нарушать?
Нет. Желающим нарушить ПДД и остаться безнаказанными следует помнить об ответственности за использование материалов, препятствующих идентификации. Тем более, что камеры позволяют увеличить номер на фото или проверить путь авто по другим комплексам.
А как же распространенные в Интернете способы типа спреев, пленок?
Это легкий способ самому оказаться обманутым. Никакие пленки или спреи не помогут обмануть камеры.
Я могу узнать, где сейчас висят камеры?
Информация о расположении комплексов фото- и видеофиксации достаточно открытая.
Но это не информационные сообщения от ведомств, а знаки «Камера» на дорогах. Их вешают за несколько метров до комплексов. Более того, в мобильных приложениях типа «Яндекс.Карт» сами автолюбители размещают информацию об установке новых камер.
Как камера фиксирует нарушение?
Камера вылавливает в потоке машину-нарушителя и делает серию снимков. Для этого есть и доплеровские аппараты (они рассчитывают скорость), и 2D-радар.
— Комплекс «понимает», в какой полосе движется авто, и начинает его «вести». Если в настройках эта полоса указана как встречная, а автомобиль идет в противоход, то камера фиксирует нарушение, — пояснил Александр Щедрин.
Каждый отдел проверяет ежедневно 5 тысяч протоколов. С начала года в ЦАФАП выписали 2,7 млн штрафов. А камеры фиксируют ежедневно 4 млн проездов.
Эту информацию можно использовать не только для выявления нарушений ПДД, но и для раскрытия правонарушений, не связанных с автомобильным транспортом. Камеры фото- и видеофиксации правонарушений входят в систему «Безопасный город».
Я не согласен с нарушением. Куда я могу обратиться?
Прежде чем пойти на прием в ЦАФАП, его сотрудники рекомендуют автолюбителям еще раз посмотреть не только на постановление о штрафе, но и фото-, видеоматериалы на сайте ГИБДД. Их можно посмотреть, указав госномер и номер свидетельства о регистрации машины. Но надо помнить, что эти данные доступны, пока водитель не оплатил штраф.
— Если автомобилист уже перечислил деньги, то автоматически согласился с тем, что нарушил, — прокомментировал Александр Щедрин.
Автоматика ошибается?
Конечно, такие случаи были. Согласно настройкам, камеры фиксируют положение автомобиля в потоке по номерам. Обычно они располагаются между фарами. Но иногда конструкция машины не позволяет повесить табличку там, где надо.
Так произошло вот с этим водителем грузовика. На кузове номер расположен выше и левее нормы. Камера определила, что здесь едет автомобиль и грубо нарушает ПДД. Инспектор проверил фотографии и отменил штраф.
Бывали случаи, что и человек тоже ошибался. Например, после дождя некоторым водителям приходили штрафы за заезд на стоп-линию. Такие постановления можно отменить даже звонком по телефону.
А спецтранспорт тоже получает штрафы?
По словам Александра Щедрина, на дороге все равны — и обычные автомобили, и машины экстренных служб. Однако есть некоторые исключения, когда кареты скорых или пожарных не получают штраф.
— Водители включают проблесковые маячки и звуковые сигналы, и мы это видим на фото и видео, — рассказал Александр Щедрин.
Но не каждое нарушение остается безнаказанным. Выезжая на вызовы, экстренные службы должны выбирать свой маршрут, а не вынуждать других нарушать ПДД. Да, у них есть право отступать от правил. Но в рамках закона.
Фото: Роман Данилкин