Где изначально хотели строить железнодорожный вокзал в Самаре? Кто пожертвовал землю для этого? Зачем Сергею Есенину выделили отдельный вагон на станции Самара? Об этом и многом другом в материале 63.ru.
На прошлой неделе в свет вышел новый роман писателя Бориса Акунина. Его герой Эраст Фандорин оказывается на железнодорожном вокзале в Самаре. Отсюда начинается действие книги.
В 1918 году самарский вокзал показан как увядающий островок имперской России.
— Самарский вокзал, один из лучших в империи, за год, миновавший после ее бесславной кончины, опустился, словно Барон из пьесы пролетарского писателя Горького: оборвался, ободрался, достиг дна, — так описал Борис Акунин железнодорожный вокзал времен 1918 года.
Чтобы выяснить, как складывалась судьба главных въездных ворот Самарской губернии до и после момента, который изобразил Акунин, журналисты 63.ru отправились в музей самарского вокзала.
Экскурсию здесь провел директор музея Юрий Менчик, который трудится в музее с самого открытия. Инициатором создания экспозиции выступил главный инженер дороги Алексей Пестрово, который сам начал собирать ценные предметы. Музей по разным причинам неоднократно менял свое расположение. Окончательно экспозиция разместилась в июле 2003 года в помещении нового вокзала. Здесь можно найти редкие документы, фотографии и предметы того времени, макет первого паровоза в России.
В 1874 году начинается строительство Оренбургской железной дороги от Оренбурга до Октябрьска. Начальник дороги Николай Крыжановский предложил обустроить станцию и в Самаре.
Николай Крыжановский (1818–1888) родился в Санкт-Петербурге, начал строить военную карьеру, которая привела к должности генерал-губернатора Оренбургской области. Он получил от правительства разрешение на строительство железной дороги от Оренбурга до нынешнего Октябрьска. А после отставки написал несколько книг о военном деле, включая романы.
Его идею горячо поддержали жители и купцы. Уже через два года (1876 год) в городе появился вокзал, который очень быстро стал визитной карточкой Самары. Архитектором здания стал Николай де Рошфор.
Граф Николай Иванович де Рошфор (1846–1905) — русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры. Одна из его знаковых работ находится в Беловежской пуще — царский дворец 1889–1894 годов.
Изначально по проекту здание должны были построить за 2,5 версты от центра, то есть в пригороде. Но купцы и дворяне пожертвовали свою землю. В итоге вокзал построили между двумя кладбищами — старым и новым. Раньше горожан хоронили на территории будущего парка Щорса и ТЦ «Гудок» — на Всехсвятском городском кладбище, а также на месте пригородных касс, где находилось старообрядческое кладбище.
С открытием вокзала поток пассажиров и грузов значительно увеличился. Пассажирские составы приходили с вагонами нескольких классов: первый — для состоятельных пассажиров, второй — для среднего сословия, третий — для бедных.
Перед взором сошедших с поезда представало богатое строение в итальянском стиле с двумя залами первого и второго класса, кассами и другими помещениями. Стены и потолок залов украшала лепнина царского времени. В просторных залах с блестящими люстрами ждали своей очереди местные и приезжие. Изюминкой был уютный ресторан.
Поезд отправлялся в путь после трех ударов в колокол.
Тогда никто и не мог мечтать о мобильных телефонах и привычной стационарной связи. На вокзале сидела телефонистка, которая соединяла абонентов. Но она могла прослушивать разговоры, поэтому женщина давала расписку о неразглашении услышанной информации. Сообщения между станциями передавали с помощью азбуки Морзе.
Рядом с вокзалом возвели двухэтажные билетные кассы, которые спроектировал писатель и архитектор Гарин-Михайловский.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906) — русский путешественник, писатель, инженер и строитель. В мае 1886 года Михайловский поступил на службу во вновь созданное Временное управление казённых железных дорог. Он получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, где принимал участие в строительстве.
Вокзал видоизменялся в 1900 и в 1914 годах. Самая большая реконструкция произошла между 1930 и 1935 годами. Рядом со зданием выросли вокзальная милиция, прокуратура и другие службы.
В соседнем здании у вокзала располагалось Самарское РОВД. Внутри здания были деревянные перекрытия, поэтому его решили законсервировать в конце 1990-х годов из соображений безопасности. В то же время задумались о новом, современном здании вокзала.
Старый вокзал сносили поэтапно. Первый кирпич в основу нового здания заложили в 1996 году, а в 1999 году состоялось открытие первого пускового комплекса вокзала с залами и лифтами. В том же году построили пешеходный тоннель, из которого можно попасть ко всем поездам.
В 2000 году появился второй пусковой комплекс, в котором разместилась гостиница. А в 2003 году завершили возводить высотную часть здания со шпилем, который на вершину водрузил вертолет Ми-8.
Новый вокзал возводили рядом без прекращения работы старого. Средств из трех бюджетов — Министерства путей сообщения, Самарской области и Российских железных дорог — хватило только на одну очередь. Ее возвели по проекту архитектора Юрия Храмова. В планах и вторая очередь с офисами и стоянкой. Также в проекте есть станция метро «Вокзальная».
Сейчас вокзал вмещает в себя один обычный зал и два зала повышенной комфортности. Внутри здания есть зимний сад с фонтаном и смотровая площадка. Здесь предусмотрено 8 платформ и 15 путей. Также имеется крытый надземный переход, который ведет в поселок Запанской.
Этот вокзал совсем не похож на старый, уютный, царско-советский. Старожилы с грустью вспоминают те времена, когда на вокзале самарцы-куйбышевцы провожали родных в армию с песнями и гармонью; простаивали у касс огромную очередь (билеты-то выписывали вручную), в которой узнавали все последние новости не только города, но и страны; толпились у справочных чудо-аппаратов, на которых опять же вручную были нанесены названия городов и населенных пунктов: Потьма, Поворино, Пачелма...
Много знаменитостей проехало через самарский вокзал в разные годы. 10 дней в собственном вагоне, который ему выделило Министерство путей сообщения, на станции Самара жил Сергей Есенин. Он направлялся в Туркестан по служебному заданию. На станции нужно было ждать попутного поезда, но никто не знал, когда он прибудет. Из-за этого пассажиры не покидали территорию вокзала. Здесь Есенин смотрел на город из окна и жаловался в письмах знакомым на дороговизну и плохое питание.
Приезжали сюда Никита Хрущев, Алла Пугачева. Однажды Юрий Менчик ехал по железной дороге вместе с космонавтом Сергеем Авдеевым, который поделился своими впечатлениями о городе…
Многих выдающихся людей видели эти стены. У каждой эпохи свой вокзал.
Фото: Роман Данилкин