Мы поговорили с начальником дневного экспресса Самара — Пенза Михаилом Кузнецовым и узнали, чем его профессия кардинально отличается от должности рядового проводника и каково это — принимать роды у пассажира.
Поезд Самара — Пенза не спеша подъезжает к платформе вокзала. Люди в предвкушении скорого отпуска и встречи с родными переминаются с ноги на ногу, нетерпеливо комкая в руках взятые в дорогу журналы. Кто-то из пассажиров пристально вглядывается вдаль, пытаясь определить местоположение заветного вагона.
Вдруг раздается лязг, и подвижной состав полностью останавливается. Из последнего вагона выскакивает улыбчивый мужчина в белой рубашке — наш собеседник. До отправления поезда остается время, и Михаил с гордостью показывает нам свое рабочее место.
— Профессию я не выбирал, она сама меня нашла. Поступил во второй университет — железнодорожный. И как-то закрутилось-завертелось. Во время учебы работал проводником, затем меня повысили до старшего по вагону. Чуть позже мою работу оценили и предложили стать начальником поезда. Я и пошел — с большим удовольствием, — делится воспоминаниями Михаил.
Начальник поезда — все равно что капитан на корабле. Он руководит проводниками и техперсоналом, отвечает за своевременное прибытие поезда и сглаживает конфликтные ситуации между обладателями верхних и нижних полок в плацкарте. С новыми обязанностями мужчина освоился достаточно быстро. Профессия начальника поезда хоть и отличается от должности проводника бОльшим объемом ответственности, но одна самая главная обязанность — довезти пассажиров из точки А в точку Б довольными — осталась неизменной и после повышения.
— Конечно, проводник взаимодействует с пассажирами больше, чем я. У меня эта работа уже в совокупности, начиная от контроля всей инфраструктуры поезда, заканчивая общением непосредственно с пассажирами и работниками поездной бригады, — рассказывает о своих обязанностях Михаил. — Я слежу и отвечаю лично за то, чтобы поезд приехал вовремя.
Закончив работать с поездной информационно-диагностической системой, мужчина выходит на перрон. Как и все проводники, Михаил должен стоять возле своего вагона, встречая пассажиров и знакомясь с ними. Ведь у каждого из его попутчиков должна остаться добрая память о поездке. Поэтому и к рейсу он готовится заранее: его рубашка белоснежна, обувь в идеальном состоянии, а брюки — как будто только что отутюжены.
Звучит голос диктора, который просит провожающих покинуть вагоны. Михаил краем глаза поглядывает на часы: до отправления поезда осталось 5 минут.
— Когда наш состав тронется, я выйду к пассажирам и расскажу им информацию о нашем поезде, проверю, удобно ли они расположились. Через несколько минут свяжусь с машинистом, узнаю, как мы едем, все ли в порядке и, самое главное, исправно ли работает оборудование. А после займусь уже непосредственно отчетно-контрольной работой — буду смотреть, как выполняют свои обязанности проводники, — рассказывает Михаил.
Мужчина также признается, что бывает дома не так часто, как хотелось бы. Большую часть жизни он находится в движении.
— Но это меня не смущает. В действующем графике на дневном экспрессе я работаю 14 на 14, то есть полмесяца бываю дома, — рассказывает начальник поезда.
Родные Михаила к его постоянному отсутствию относятся с пониманием.
— По графику я 4 дня нахожусь в пути, затем еще три отдыхаю. Мне кажется, сегодня многие самарцы находятся в разъездах, командировках, поэтому близкие все понимают. Бывало, и Новый год встречал в поезде вместе с пассажирами. За 14 лет моей работы, наверное, половину праздничных застолий я пропустил, находясь в пути, но у родных по этому поводу нет никакого негатива, — уверяет мужчина.
За время работы как проводником, так и начальником поезда у Михаила накопилось столько интересных историй, что выделить какую-то одну в общей суматохе мужчине довольно трудно.
— Вы знаете, сильнее запоминаются серьезные инциденты, например, оказание первой доврачебной помощи. У нас ведь и рожали в плацкарте. Пришлось очень оперативно работать. Сейчас, конечно, с этим проще — все на спутниковой связи, поэтому медицинскую помощь роженице оказали очень быстро. К ближайшей станции подали карету скорой, женщину передали в руки специалистов и ее оперативно увезли в роддом Ростовской области, — вспоминает Михаил.
А вот конфликты в поезде, по его словам, возникают достаточно редко. Участия в жарких баталиях между обладателями верхних и нижних полок проводники сейчас практически не принимают.
— На всякий случай у нас в поезде дежурит РЖД-охрана и транспортная полиция, которая следит за спокойствием в поезде. Словесно успокаивать вспыльчивых пассажиров, конечно, приходилось, но не более, — откровенничает Михаил.
Перрон постепенно пустеет. Диктор объявляет отправление поезда. Уже буквально стоя одной ногой в вагоне, Михаил признается, что, несмотря ни на что, он очень доволен выбранной профессией.
— Я люблю свою работу. Недавно даже получил паспорт доверия от генерального директора. Вот это приятно — к чему-то стремиться и наконец-то достичь. Этот паспорт — система нашей мотивации, знак того, что мы выполняем свои обязанности четко на 100%, — рассказывает Михаил. — Каждый выбирает себе профессию сам. Я не любитель офисной рутины, мне всегда были ближе по душе пассажиры, стук колес, движение.
Главные новости Самары в формате фото и видео — в нашем Instagram.