Строительство канатной дороги в Самаре кажется фантастикой. Но судя по тому, как власти напористо закрывают все связанные с проектом бюрократические вопросы, объекту точно быть. Представьте, проехать по канатной дороге от железнодорожного вокзала до Южного города всего за 25 минут, да еще и с видом на реку Самару. И без пробок! Посмотрите, где будет пролегать маршрут.
Политический старт
Инвестор у проекта канатной дороги уже есть. Застройщик микрорайона Южный город — ГК «Древо» — анонсировал его в далеком 2015 году. Воплотить идею в жизнь собирались в 2018–2019 годах, чтобы решить транспортные проблемы. В микрорайоне проживают около 21 тысячи человек. Большинство ездят на работу в Самару. Но автобусов катастрофически не хватает. Несмотря на многочисленные жалобы жителей, приступить к работам в планируемый срок не удалось.
Казалось, проект забросили в дальний ящик. Но с новым составом правительства Самарской области он получил развитие. О «разморозке» идеи впервые заговорили в сентябре 2019 года. Правда, с формулировкой «оценить перспективы строительства». Судя по последующим решениям властей, на это ушло всего несколько месяцев.
Когда проект впервые презентовали в 2015 году, губернатором Самарской области был Николай Меркушкин. Министерство строительство возглавлял его ставленник Алексей Гришин. Первый покинул пост в 2017 году, а регион возглавил Дмитрий Азаров. Сначала он работал с приставкой врио. Но после победы на выборах активно приступил к обновлению состава правительства. На пост министра строительства глава региона назначил бывшего генерального директора компании «Древо» Евгения Чудаева. Его отец, Николай Чудаев, до сих пор возглавляет совет директоров организации.
И вот уже в декабре правительство Самарской области утвердило проект планировки территории для строительства канатной дороги. В административном отношении она будет располагаться в двух муниципалитетах — Самаре и Волжском районе (микрорайоне Южный город). Посадочных площадок будет две. Также возможно сделают промежуточную станцию.
Где пройдет канатная дорога
— Канатная дорога будет начинаться от железнодорожного вокзала Самары. Посадочную станцию с помещениями зала ожидания и места дежурного сделают в поселке Шмидта (Запанском) — между улицами Нижнехлебной и Неверова. Пройти к ней можно будет по открытому надземному переходу, который построят от существующего моста через железнодорожные пути, — указано в документах правительства.
Канатную дорогу будут строить в юго-восточном направлении в сторону Южного города. В Шмидта она пройдет над территорией завода «Рейд» и улицей Степана Халтурина, пересечет реку Самару с заливами и протоками. Среди них протока Малая и озеро Гатное.
На левом берегу реки Самары канатную дорогу протянут над улицей Таганской — рядом с поселком Озерный, и улицей Уральской. В Южный город ее заведут со стороны улицы Земской. Канатная дорога будет проходить над Николевским проспектом, улицей Подстепновской и рекой Подстепновкой.
Станцию для посадки и высадки пассажиров сделают на улице Преображенской. Дорога пока только проселочная.
— Платформа будет с открытой зоной ожидания под навесом. Рядом оборудуют кассы для продажи билетов помещение для дежурного сотрудника. Здесь же в Южном городе будет располагаться парковка гандол (кабин). Она будет закрыта навесом от осадков, — рассказали в правительстве.
На что будет способна канатная дорога
Протяженность канатной дороги — 9,4 км. Для пассажиров будут доступны 86 кабин. Скорость движения каната должна быть 6 метров в секунду. Время в пути до железнодорожного вокзала составит 25 минут.
— Канатная дорога будет работать круглогодично. Строители должны будут предусмотреть обогрев кабины, в том числе подогрев сидений. Ожидается, что на начальном этапе канатная дорога сможет перевозить по 1000 человек в час. Полная производительность ожидается на уровне 2000 человек в час, — сообщили в правительстве.
К разработке проекта «Древо» привлекло французскую компанию POMA. Она делает вот такие виды канатных дорог.
Не раскопать бы наследие
Следующим шагом должна стать непосредственно разработка проекта строительства канатной дороги. Но уже сейчас управление охраны объектов культурного наследия просит позаботиться об археологических памятниках, которые попадают в зону строительства.
— В районе, где планируют проводить работы, располагаются курганные могильники Яицкое I и Кряж I, селище Яицкое III и местонахождение кремня и керамики Яицкое IV. Речь идет о местах размещения древних поселений и захоронений. Обнаруженные фрагменты керамики относятся к средневолжской культуре позднего неолита, датируемой второй половиной V — началом IV тысячелетия до нашей эры. Не исключено, что там есть и другие объекты археологического наследия. Поэтому надо провести раскопки и провести историко-культурную экспертизу, — сказано в заключении управления.
В то же время представители РЖД и региональные власти просят увязать строительство канатной дороги с еще одним крупным инфраструктурным проектом. Это вторая ветка метрополитена. Она тоже будет проходить в районе железнодорожного вокзала, пересекать пути по эстакаде.
Также проект увяжут с планами по строительству Южной обводной дороги, чтобы объекты друг другу не мешали. Южная обводная дорога, как и канатная, пройдет по территории поселка Шмидта.
Не обойдут вниманием и планы по строительству магистрали Центральной, участок которой также пройдет по территории поселка Шмидта — от улицы Набережная реки Самара.
Насколько всё это затянется, ответить сложно. Но, возможно, работу ускорит включение Южного города в состав Куйбышевского района Самары. Большинство необходимых для этого мероприятий проведут в 2020 году.
А как вы считаете, пойдет ли строительство канатной дороги на пользу Южному городу и Самаре?