Эколог Сергей Симак вместе со своими студентами изучил дорожное движение в Самаре. По его заключению, жителям лучше делать выбор в пользу общественного транспорта, а от личных машин отказаться. Почему? Сергей Симак подробно рассказал об этом в своей авторской колонке.
Несколько раз в разные годы я давал своим студентам в Самаре задание: проехать на автобусе от конечной до конечной, посчитав, сколько людей воспользуется им для перемещения по городу. Недавно я свел все эти данные (за разные годы, по разным маршрутам, в разное время дня) в единую базу и получил среднюю цифру: 216 человек.
Сергей Владимирович Симак — преподаватель в Самаре, исследователь в университете Ульма (Германия), организатор клуба здорового образа жизни «Вкус жизни» и председатель центрального совета Российской Зеленой Лиги.
Другой частью задания было наблюдать в течение часа за транспортным потоком легковых машин, останавливающихся перед светофорами, и регистрировать число людей, находящихся в машине. Средняя цифра оказалась 1,39.
Получается, что средний автобус перевозит столько же людей, сколько 155 легковых автомобилей. Формула — 216 : 1,39 = 155,4. При этом один автобус очевидно:
загрязняет воздух меньше, чем 155 автомобилей;
создает суммарную нагрузку на дорожное покрытие меньше, чем 155 автомобилей;
не паркуется вдоль обочин, сужая проезжую часть и замедляя движение транспортных потоков;
не требует парковок в жилых и деловых районах города;
не создает пробки, в отличие от 155 легковых машин;
создает в сотни раз меньше аварийных ситуаций, чем 155 машин;
если автобус комфортный, то зимой пользователю не нужно прогревать и откапывать, а летом остужать кондиционером до посадки транспорт, как это происходит при использовании личных машин;
не нужно платить бесконечные штрафы то за скорость, то за рядность, то за стоп-линию;
да и стоят даже самый навороченный автобус и его обслуживание явно во много раз меньше, чем 155 автомобилей.
Средний трамвай, кстати, обычно перевозит больше людей. Казалось бы, само напрашивается явное преимущество стратегии развития общественного транспорта перед частным. И во многих европейских странах именно так и происходит: система общественного транспорта работает как часы, весьма развита и достаточно доступна по ценам.
Кстати, о ценах: разовая поездка взрослого в Ульме стоит 2,4 евро, Tageskarte (дневной проездной) — 4,4 евро, а месячный проездной — 62 евро. Кажется, что по сравнению с Москвой или Самарой с ее проездом по 32 рубля (0,32 евро) это довольно дорого. Но если учитывать, что владелец проездного или тагескарты точно не тратит на проезд больше ни цента (никаких «Газелек» нет, да и такси особо не нужно, и билет распространяется на все виды транспорта), то итоговые расходы на проезд оказываются меньше, чем в Самаре.
Почему это очевидное решение транспортной проблемы наших городов до сих пор очевидно не всем, кто отвечает за их развитие, — одна из величайших тайн современности.
P.S. Отдельная тема — велосипеды как транспорт, которые при определенных условиях могут принять на себя до 20–30% всего трафика на расстояния до 5 км. Конечно, больше в летний период.
Согласны с автором?