«Здесь будет магистраль Центральная», — уже не один десяток лет жители Самары слышат эту фразу про проспект Карла Маркса. Но до дела всё не доходит, хоть власти и обещают, что вот-вот и одиозный проект воплотят в жизнь. Как выглядит и чем сейчас живет проспект Карла Маркса, рассказал урбанист Вадим Алексеев.
— Самый одиозный градостроительный мегапроект Куйбышева. Да, что попало именем главного красного пророка назвать не могли. Но как и мировому коммунизму, проспекту Карла Маркса так и не суждено было состояться.
Я не буду подробно останавливаться на истории и описании проектов. Всё уже отлично написано до нас. Спальные районы с высотной застройкой, шестиполосное шоссе в выемке глубиной в пять метров, такой открытый тоннель, многоуровневые развязки на пересечениях — все прелести градостроительной философии середины прошлого века. Проспект появился в генплане еще в середине 60-х, но строительство постоянно откладывалось до лучших времён. И не могу не сказать, что было это только к лучшему, исправлять такую ошибку сейчас было бы намного дороже и сложнее.
Проспект Карла Маркса проходит практически через весь город — от улицы Урицкого (неподалеку от железнодорожного вокзала) до Ракитовского шоссе. Но не на всех участках дорога отвечает современным требованиям. Реконструкцию дороги власти обсуждают не один десяток лет. В перспективе она станет частью магистрали Центральной. Но начать строительство чиновники решили с загородного участка — от обводной Самары до Ракитовского шоссе. Судя по последним данным, начать работы планируют в 2021–2022 годах. По крайней мере Минтранс прописал финансирование в программе по развитию транспортной системы. Затем магистраль будут строить на участке от Ракитовского шоссе до проспекта Кирова. Справиться с этой работой планируют к 2024 году. Магистраль Центральная будет шестиполосной. На ней обустроят зеленые разделы, велодорожки, парковки и надземные пешеходные переходы, а в районе станции Дачной — путепровод тоннельного типа. К строительству планировали привлечь инвестора. Конкурс анонсировали в 2020 году, но так и не объявили. Теперь магистраль хотят строить в кредит.
Мегастройки не случилось, но выделенная под проспект территория остается свободной, и даже существуют планы по ее освоению. Я прошел почти весь проспект от Крымской площади до Алма-Атинской улицы. И вот что я там увидел:
Крымская площадь, начало проспекта. После реконструкции сквера на площади и достройки здания Кассационного суда эти места стали существенно приятнее. Однако, главная проблема этого и вообще любого спального района всё еще на месте: днем здесь практически никого нет — все уезжают на работу в другие части города.
Пересечение с Владимирской. Заправки, шиномонтажи, автомойки и всё те же стоянки — платные и бесплатные. Школа и огромный пустырь около нее. Здесь проспект превращается в какие-то малопонятные внутридворовые проезды.
Киевская. Проспект как бы из ниоткуда вырывается из-под стоянок и гаражей и сразу же упирается в трамвайные рельсы. Нет ни полноценного перекрестка, ни пешеходных переходов.
А дальше опять стоянки, автосервисы и просто пустыри. Но хотя бы от Киевской до Гагарина есть более менее полноценный проезд. Здесь еще остались гаражи, с которыми самарская администрация ведет войну последние несколько лет. Скоро им на смену придут мусорные завалы.
Пересечение с улицей Гагарина. Полноценный перекресток здесь позволил бы убрать часть трафика с Московского шоссе, немного разгрузив его. Да и наземный пешеходный переход не был бы лишним. А дальше опять пустыри, занятые стоянками, заправками и автосервисами.
Революционная. Стоянки и автосервисы разбавились футбольными полями. Это ж надо было додуматься. Нет, это, конечно же, лучше стоянки или свалки. Но можно было бы разместить арены не в створе проспекта.
Улица Врубеля. Вместо проспекта огромный заваленный мусором пустырь. Улица Авроры. Всё то же самое: стоянки, автомойки, грязь и мусор.
Задворки старых промзон вдоль Московского шоссе. Грязь и мусор, оставшийся после сноса гаражей. Мусорные баки.
Улица Советской Армии. Новые человейнички вдоль проспекта, а остальное без изменений: пустыри, стоянки, пункты приема металлолома. Но новые многоэтажки — это лишь половина беды. На противоположной стороне проспекта от улицы Советской Армии начинается частный сектор.
И вроде бы всё как обычно. Стоянка, гаражи. Но вот в районе улицы XXII Партсъезда начинается свалка. Тонны накопленного советскими гражданами барахла после сноса гаражей просто продолжают гнить под открытым небом.
От пересечения с Ново-Вокзальной опять начинаются стоянки и гаражи. И всё равно некоторым кажется, что эта улица недостаточно маргинальна. И они подливают депрессивности району, паркуясь на газонах.
Вообще пересечение с проспектом Кирова — очень сложное место. Здесь проспект Карла Маркса раздваивается, обходя территорию шоколадной фабрики, и набирает свою максимальную ширину в почти 350 метров. Один рукав теряется в промзоне вдоль последнего рабочего участка Линдовской железной дороги, а второй тянется неширокой улицей вдоль кажущихся бесконечными спальных районов. Перейти через железную дорогу и заборы сложно. Так что пришлось обходить. Но можно рассмотреть этот участок с воздуха.
Две части проспекта вновь сходятся в одну в районе пересечения с Ташкентской. И здесь опять ничего нового. Гаражи, стоянки и свалки.
Рынок на Ташкентской. Тяжелое наследие кризисных времен. Основные павильоны стоят в одной линии с домами. А в створе проспекта стоят гораздо более маргинальные палатки и контейнеры. Создать цивилизованное торговое пространство? Не, не слышал. И так сойдет. От Ташкентской до Алма-Атинской проспект тянется унылым пустырем меж двух рядов панельных многоэтажек. Стоянки, мусор, пыль и грязь.
Самарская ТЭЦ. Конец цивилизации. Проспект тянется еще пару километров до Ракитовского шоссе небольшой двухполосной дорогой между территорией ТЭЦ и небольшим лесом, который не терпится закатать в асфальтовое поле городскому и региональному руководству.
Давайте подведем итоги. Через почти весь город тянется большой неухоженный пустырь, вгоняющий в депрессию одним своим видом жителей аж шести районов. При этом потенциал этой территории невероятно высок. При правильной расстановке приоритетов и инвестициях можно существенно улучшить жизнь нескольких десятков тысяч человек, проживающих в соседствующих с проспектом районов.
Во-первых, реновацию старых промзон, которых вдоль проспекта немало, нужно перестать сводить к строительству новых жилых комплексов. Спальных районов достаточно и без этого, а население Самары уже давно не растет. Имеющиеся пустоты гораздо лучше использовать для развития различных сфер деятельности местных жителей: новые офисы, магазины, творческие кластеры, стрит ритейл и социальная инфраструктура. Чем разнообразнее район, тем меньше причин ездить в соседний и меньше маятниковой миграции и меньше пробок.
Во-вторых, нужно создавать современные общественные пространства. И да, улица — это тоже общественное пространство, которым мы чаще всего пользуемся. В современном удобном для жизни районе должно быть: жилье, работа, социальная инфраструктура (школы\больницы\детские сады\мфц), места для развлечения и отдыха. Да, это опять про диверсификацию спальных районов. Лавочки вдоль тротуара, ровное покрытие, ухоженные деревья и газоны, освещение — и вот уже общественное пространство при минимальных вложениях вдоль фасада панельной многоэтажки. Для вечерних прогулок неплохо. Само собой, нужны и более уникальные проекты. Так, например, сам собой напрашивается парк вокруг чудом сохранившейся станции «Линдов город» около клиник Медицинского университета. Как пример можно посмотреть на опыт Казани и ее бульвара «Белые цветы».
В-третьих, всё же стоит использовать проспект и для того, ради чего он задумывался — транспортная инфраструктура. Нет, закатывать свалки под шесть или даже восемь полос асфальта не стоит. Здесь достаточно места для размещения полноценной улицы — с широкими тротуарами, велодорожками, парой автомобильных полос и новой трамвайной линией. Именно трамвайная линия сможет превратить проспект Карла Маркса в магистраль Центральную, сделав ее еще одним транспортным коридором и решив часть наболевших транспортных проблем нашего города. Сейчас дорога от ТЭЦ до вокзала занимает не меньше часа на общественном транспорте. При наличии сквозного проезда по проспекту это время уменьшится почти в два раза.
Согласны с автором?