Повышение стоимости проезда в общественном транспорте Самары неизбежно. Чиновники уже рассчитали тарифы — осталось только их утвердить. Посмотрите, какой список причин представила городская администрация.
И этого мало?
Чиновники заверяют, что даже после увеличения тарифы будут куда ниже реальной стоимости проезда в общественном транспорте. Самая внушительная разница — в метрополитене. Расчетный тариф на 2021 год там составляет 80 рублей 16 копеек.
По факту же во всех видах общественного транспорта сейчас одна поездка стоит 32 рубля при наличном расчете, 29 рублей — при безналичном расчете. Поднять ценники хотят до 35 и 32 рублей соответственно.
Школьный проездной на месяц подорожает с 600 до 640 рублей, студенческий — с 800 до 850 рублей. Есть для учащихся и другие варианты.
— Карты на разовые поездки для школьников и студентов предлагается сделать дороже лишь на 1 рубль. Стоимость составит 16,6 рубля и 17 рублей соответственно. Студенты также смогут купить карты на 20 и 40 поездок. Стоить они будут 330 и 660 рублей соответственно. Увеличение цен составит 20 и 40 рублей, — сообщили в мэрии.
Безлимитная транспортная карта тоже подорожает. Сейчас она стоит 1865 рублей. Увеличить цену хотят на 120 рублей — до 1985 рублей.
«Всё подорожало»
Также среди причин — увеличение стоимости горюче-смазочных материалов, запчастей и электроэнергии.
— В 2019 году цена газомоторного топлива составляла 14,44 рубля за один кубометр, а в 2021 году — уже 18,71 рубля за кубометр. То есть рост составил 29,5%. Стоимость электроэнергии повысилась с 5,09 рубля до 5,49 за один кВт·ч, — подсчитал Юрий Тапилин.
«Пассажиров мало»
Из-за пандемии коронавируса и введения COVID-ограничений транспортные предприятия потеряли прибыль. Ведь довольно сильно сократился пассажиропоток.
— В 2020 году перевезли на 28% пассажиров меньше, чем в 2019-м. В этом году тенденция сохранилась. Пассажиропоток составил 72% от уровня 2019 года. Это создает предпосылки роста долговых обязательств перевозчиков. Частично финансовые потери компенсированы субсидиями из бюджетов различных уровней. Однако даже с учетом принятых мер недополученные доходы перевозчиков в 2020 году суммарно составили свыше 400 миллионов рублей, — объяснил замглавы дептранса.
«Водители и кондукторы увольняются»
Также потребовалась индексация зарплат сотрудникам транспортных предприятий. По данным мэрии, из-за финансовых проблем у всех возник дефицит кадров.
Например, в «Трамвайно-троллейбусном управлении» не хватает 346 водителей и 482 кондуктора. За последний год с предприятия ушли 46 работников. И одной из причин была низкая зарплата.
— Зарплаты персонала «ТТУ» с момента предыдущего повышения стоимости проезда проиндексировали трижды: на 5% в 2020 году, а также в 2021 году сначала на 3,6%, а затем от 5% до 15% — в зависимости от категории работников. Такую практику продолжат. Но прибавки заработной платы часто нивелирует уровень инфляции: в 2020 году она составила 3,8%, прогноз на 2021 год — еще около 6%. Тем временем более 35% водителей сейчас получают менее 30 тысяч рублей, примерно 50% кондукторов — менее 20 тысяч рублей ежемесячно, — объяснили в мэрии.
Похожая ситуация в компании «СамараАвтоГаз», которая обслуживает большинство автобусных маршрутов в городе. Дефицит водителей составляет 25%, кондукторов — 35%. Перевозчик даже выпустил в рейсы автобусы только с одним сотрудником, что не понравилось горожанам.
— За год штат предприятия сократился на 224 человека. Сейчас требуются 241 водитель и 337 кондукторов, — уточнили чиновники.
Когда начнут действовать новые тарифы
Ожидается, что тарифы утвердят в течение ближайших двух месяцев, а действовать они начнут в январе 2022 года.