Самара. Обед. Будний день. Железнодорожная станция Мирная. Эта платформа находится недалеко от путепровода на улице Земеца. Рядом со зданием станции перебегать пути нельзя. Недалеко есть санкционированный переход со светофором, который начинает издавать предупреждающий сигнал за несколько секунд до поезда, и ограждениями. Но доходят до него далеко не все. К такому выводу мы пришли, понаблюдав за поведением людей около станции вместе с сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте и специалистами по охране труда Самарской дистанции пути (путевая часть 11) ОАО «РЖД».
Полицейские в первую очередь обращают внимание на детей и подростков, которые неправильно переходят железную дорогу.
— Если на наших глазах несовершеннолетние переходят пути в неположенном месте, мы останавливаем их и в первую очередь звоним родителям. Кто-то соглашается, чтобы с сыном или дочерью поговорили без его присутствия. Кто-то приезжает за ребенком и лично забирает его домой. Если ребенку меньше 16–17 лет, то еще и выясняем у родителей, почему он находился один на объекте транспорта. Возможно, что и семья может быть не совсем благополучная, тогда нужно работать и с родителями. Но чаще всего переходят железнодорожные пути в неположенном месте именно подростки 16–17 лет, — рассказывает инспектор ОДН Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте Евгения Чугунова.
По ее словам, подростки чаще всего объясняют все поведение так: «обходить далеко», «все пошли — и я пойду», «на электричку опаздываю» или, наоборот, «на учебу тороплюсь». Взрослые, к слову, называют такие же причины. Пока сотрудник полиции рассказывает это нам, железнодорожные пути переходит молодой человек 17 лет. Внятно назвать причину своего проступка он не может (или не хочет). Спокойно дожидается маму — по телефону полицейским она говорит, что будет буквально через несколько минут и сама заберет сына. Общаться с 63.RU женщина отказывается.
Чуть позднее ж/д пути совершенно не торопясь переходит молодой человек 18 лет по имени Сергей. Он соглашается дать свой комментарий. Правда, просит, чтобы лицо не снимали.
— Я сам не из Самары, первый раз тут. И считаю, что санкционированный переход расположен уж очень неудобно. Вот и всё. Сделайте его ближе — и проблем не будет. Идти туда, чтобы попасть, например, куда-то напротив здания станции, а потом идти обратно — очень неудобно. Поэтому все и идут напрямик, — высказывает свое мнение молодой человек и убегает на электричку.
Туда же спешат и две молодые женщины с детьми. Одна держит за руки двух дошкольников и смело перешагивает с ними пути. Вторая переносит ребенка через ж/д полотно на руках.
— А мы не местные. Мы в Самару приезжали по делам и вообще не знаем, как тут переходить. Никаких знаков перед рельсами мы не видели, поэтому и пошли. Думали, что можно, — поясняет одна из женщин.
Знаки на столбах о том, что переходить железнодорожные пути нельзя, есть. Но чуть поодаль, и, справедливости ради, за сугробами один из них действительно видно не очень хорошо.
Пока мы разговариваем, подъезжает электричка. И ее пассажиры быстренько расходятся в обе стороны от станции. Буквально за пару минут. И многие — по путям. Правда, находятся и те, кто идет по разрешенному переходу.
Электричка уезжает — и на станции снова относительное спокойствие. Мы успеваем прогуляться до разрешенного перехода и даже переброситься парой фраз с молодыми людьми, которые переходят пути по правилам.
Возвращаемся на станцию. Там только что пути перешли два студента. Они оказываются знакомыми инспектору ОДН. Евгения рассказывает, что буквально за пару часов до рейда проводила беседы со студентами одного из учебных заведений, которое расположено недалеко от станции. Ребята делали вид, что слушают, и утвердительно махали головами в нужных местах. Однако, только выйдя из стен учебного заведения, они устремились к станции — и, конечно, через пути. Так же ближе, как объяснили они. «И снова здравствуйте!» — так встречает Евгения студентов.
Мы же оставляем сотрудников транспортной полиции и железной дороги работать на месте и отправляемся в редакцию.