Проезд в общественном транспорте Самары подорожал. Новые тарифы вступили в силу 1 ноября. И, как оказалось, они выше, чем у многих городов-соседей и в других миллионниках. Дороже ожидаемо в Москве. Почитайте наш подробный разбор.
Мораторий закончился
В последний раз тарифы на поездки в общественном транспорте Самары пересматривали в конце 2021 года. Тогда городские власти заявили, после этого цены временно заморозят. Этот процесс чиновники назвали мораторием.
— Мы берем на себя обязательства. После повышения стоимости проезда с 2022 года тарифы будут действовать до конца 2023 года. Повышений не будет, — пообещал тогда первый вице-мэр Самары Владимир Василенко.
Судя по опыту прошлых лет, нового скачка в тарифах следовало бы ожидать не раньше 1 января 2024 года. За несколько месяцев до этого чиновники начинают «готовить почву», обсуждать и утверждать новые цены на поездки и все виды проездных.
Но в 2023 году ситуация сильно изменилась. Да, о планах повысить тарифы власти заговорили в начале октября. Чиновники традиционно объявили о планах, анонсировали новые расценки. Но не уточняли, когда именно подорожает проезд.
Сроки стали известны неожиданно, всего за 10 дней до «дня Х». В конце октября 2023 года мэр Самары Елена Лапушкина подписала постановление, в котором обозначили дату повышения тарифов — 1 ноября 2023 года.
При этом, по данным Самарастата, средняя зарплата в регионе составляет около 53 тысяч рублей. Таким образом, рядовой житель региона может позволить себе 1394 поездки в общественном транспорте в месяц за наличный расчет.
Платить «лицом» дешевле
А нашу транспортную экскурсию по другим городам России мы решили начать со столицы. В Москве, например, есть несколько способов оплаты проезда. Кроме уже привычной оплаты наличными и с помощью банковских карт в этом городе можно расплатиться «лицом». Речь идет о системе оплаты проезда с помощью биометрии, так называемый Face Pay.
Face Pay — полностью бесконтактная система оплаты, которая работает в московском метро. Пассажиру нужно зарегистрироваться в приложении, сделать фотографию своего лица и привязать ее, карту «Тройку» и банковскую карту. Чтобы оплатить проезд, гражданину нужно встать на расстоянии от турникета и посмотреть в камеру. Затем створки открываются, а с карты списываются деньги за проезд.
Так вот, именно оплата «лицом» является самой дешевой. При таком способе пассажир платит всего 50 рублей. Чуть дороже обходятся поездки при оплате картой «Тройка» — 54 рубля. Еще больше москвичи платят, если платят за проезд обычной банковской картой, — 61 рубль. Ну и самыми дорогими оказались поездки за наличный расчет — целых 65 рублей.
«Тройка» — пополняемая транспортная карта, которой можно оплатить проезд в общественном транспорте Москвы, Московской области и 38 регионах страны. Кроме проезда, с ее помощью можно расплачиваться за вход в музеи. Аналогичные системы существуют и в других городах. Например, «Подорожник» в Санкт-Петербурге или «Объединенная транспортная карта» в Самарской области.
А вот средняя зарплата в столице России составляет около 100 тысяч рублей. И на эту сумму можно позволить себе гораздо больше поездок, чем в Самаре, — целых 1538!
Тарифы растут как на дрожжах
Второй город, на который мы решили обратить внимание, — это Казань. Столицу Татарстана часто сравнивают с Самарой по многим критериям. Но как здесь обстоит ситуация с тарифами на общественный транспорт?
Оказалось, в Казани за последние два года уже дважды поднимали цены на поездки. Первое повышение произошло в мае 2022 года. А второе разбили на два этапа. С 10 января 2023 года подорожал наземный общественный транспорт, а с 20 января — метро. И вот какие расценки в Казани:
поездки для льготных категорий граждан стоят 25 рублей;
наличными (во всех видах транспорта, кроме метро) — 35 рублей;
банковской или транспортной картой (во всех видах транспорта) — 35 рублей;
поездка в метро же обходится в 36 рублей.
При этом средняя зарплата в Казани — 58 332 рубля. Таким образом, если местный житель будет перемещаться по городу только на метро, то он сможет позволить себе 1620 поездок в месяц.
Город с коммерческим трамваем
Мы не могли обойти своим вниманием столицу Урала. И Екатеринбург попал в нашу подборку еще по одной причине. В этом городе функционирует коммерческий трамвайный перевозчик — он к нам тоже собирается.
Стоимость проезда в Екатеринбурге варьируется. Поездка в пределах города или Верхней Пышмы будет стоить 23 рубля, а между городами — 40,5 рубля.
В муниципальном же общественном транспорте ситуация обстоит несколько иначе. Сейчас пассажиры платят за поездки 33 рубля. Но уже совсем скоро тариф могут поднять до 35 рублей. Однако местные власти пока не уточняют, когда именно это произойдет.
А вот средняя зарплата в Свердловской области составляет 62 718 рублей. По самым скромным подсчетам, обычный екатеринбуржец может позволить себе 1791 поездку на муниципальном общественном транспорте в месяц. А на коммерческом трамвае этот показатель еще выше — 2726 поездок.
Битва за пассажиров автобусов
Самой сложной, запутанной, но от этого не менее интересной является ситуация в сфере общественного транспорта в Уфе. В столице Республики Башкортостан функционируют несколько коммерческих перевозчиков, обслуживающих автобусные маршруты. И они работают наравне с муниципальным перевозчиком «Башавтотранс».
В автобусах, которые обслуживает государственный перевозчик, меньше всего поездки стоят по транспортной карте «Алга» — 28 рублей. Билет при безналичной и наличной оплате стоит 33 рубля. А экспресс-маршруты стоят и вовсе 40 рублей!
А у пяти коммерческих перевозчиков одна поездка обходится в 35 рублей. И осенью 2023 года их коллеги по цеху предложили еще сильнее поднять стоимость проезда.
По данным Башстата, средняя зарплата в Уфе составляет 57 205 рублей. И, таким образом, за месяц уфимец может сделать 1430 поездок.
Тарифы меняются по часам
Любопытная ситуация с общественным транспортом сложилась в Иркутске. Дело в том, что здесь тарифы на поездки меняются в течение дня.
В муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах одна поездка обходится в 25 рублей. А вот в частных до 20:00 пассажир платит 30 рублей. После этого времени билет обходится в 35 рублей. Причем это касается как больших автобусов, так и маршруток.
И при средней зарплате в 71 231 рубль жители Иркутска могут позволить себе 2035 поездок ежемесячно.
Электричка как городской вид транспорта
Новый город — новые открытия. В Волгограде, например, электричка считается городским видом транспорта. Всего же к этой сфере относятся автобусы, трамваи, троллейбусы и метротрам.
И вот как здесь обстоит ситуация с тарифами:
оплата картой «Волна» — 24 рубля;
оплата банковской картой — 30 рублей;
маршрутка — 30 рублей (но в пределах 1–2 районов);
оплата наличными — 32 рубля;
электричка — 40 рублей.
В Волгограде средняя зарплата составляет 48 909 рублей. И если местный житель пользуется только электричкой, то в месяц может себе позволить всего 1222 поездки.
Автобус, и только он
И еще один город с любопытной обстановкой в сфере общественного транспорта. В Тюмени функционируют только автобусы. И в них проезд стоит 29 рублей при безналичной оплате, а за наличку — 30 рублей.
То есть обычный житель Тюмени, который получает в среднем 67 868 рублей, может сделать 2256 поездок в общественном транспорте.
Суровый город
Ситуация в сфере общественного транспорта в Челябинске в какой-то степени напоминает самарскую. Единственное отличие — это отсутствие метро.
А вот с повышениями тарифов в этом городе история очень любопытная. Последнее повышение тарифов зафиксировали летом 2023 года. И вот какие расценки на поездки и проездные есть в этом городе:
До этого стоимость поездок пересматривали в 2022 году. А еще раньше корректировки вносили аж в 2017 году!
Не отстают от муниципальных перевозчиков и коммерческие. На некоторых маршрутах пассажирам приходится платить 33 рубля.
При этом средняя зарплата в Челябинске составляет 57 955 рублей. И в месяц местный житель может позволить 1998 поездок.
Город без маршруток
Заканчиваем нашу транспортную экскурсию в Ростове-на-Дону. Во-первых, здесь нет коммерческих перевозчиков. Во-вторых, нет метро. В-третьих, стоимость проезда в городском электрическом транспорте отличается от тарифов на автобусы.
трамваи и троллейбусы — 28 рублей (независимо от способа оплаты);
автобус по транспортной карте — 29 рублей;
поездка за безналичный расчет — 30 рублей;
поездка за наличные — 32 рубля.
И при средней зарплате в 49 тысяч рублей местный житель может сделать 1531 поездку в месяц.
Причины подорожания
Независимо от города, основной причиной роста тарифов на проезд чиновники и перевозчики называют увеличение своих собственных расходов на обслуживание транспорта. Речь идет и о топливе, и о ремонте, закупке запчастей, а также зарплатах для сотрудников предприятий. Особенно остро этот вопрос встал в последние несколько лет, когда на экономическую ситуацию в стране сначала повлияла пандемия коронавируса, а затем и санкции, введенные из-за начала СВО.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.