3 апреля пятница
СЕЙЧАС +1°С
5 754

Поделиться

Азы профессии новички постигают под присмотром опытных коллег

Азы профессии новички постигают под присмотром опытных коллег

«Я б в кондукторы пошла. Ну хоть на денечек», — решила самарская журналистка Ирина Ремизова и отправилась на стажировку в автопарк перевозчика на муниципальных городских маршрутах. Сложно ли попасть в коллектив «Самара Авто Газа» и сколько соискателей уходит после испытательного срока? Подробности — в нашем спецпроекте.

— Есть у меня одно воспоминание из детства, выпавшего на 90-е. Соседка по дому говорила моей маме: «Без штанов буду сидеть, а кондуктором работать не пойду». Я такой категоричности искренне не понимала: красота ведь — катаешься целый день по городу, билетики разноцветные раздаешь, в окошко смотришь, — вспоминает Ирина.

Что в то время отпугивало соискателей? Может, старые холодные автобусы или маленькие зарплаты. По одному примеру судить сложно. Впрочем, за минувшие 20 лет профессия «кондуктор» не только не исчезла, но и вновь стала востребованной. По крайней мере, в областной столице. Только на предприятии «Самара Авто Газ», которое организует автобусные перевозки на муниципальных городских маршрутах, трудится более 740 кондукторов. А с расширением автопарка на эту должность требуются все новые и новые сотрудники и сотрудницы.

В автопарке «Самара Авто Газа» — более 450 новых автобусов<i class="_">&nbsp;</i>

В автопарке «Самара Авто Газа» — более 450 новых автобусов 

Самый простой способ попасть в отдел кадров компании — позвонить по номерам телефона отдела кадров. Они указаны в салоне каждого автобуса: 990–07–46 или 990–10–25.

— Так можно предварительно получить информацию о вакансии, узнать, когда подъехать на собеседование в автопарк на Пугачевскую, 73а. Сотрудники кадровой службы очень кстати напоминают захватить с собой документ, удостоверяющий личность. Он необходим, чтобы пройти КПП предприятия, — рассказывает Ирина.

Посетителям автопарка выдают временный пропуск

Посетителям автопарка выдают временный пропуск

Требования к соискателям довольно лояльные: ответственность, исполнительность, добросовестность. Личное обаяние, желание работать и отсутствие вредных привычек будут плюсом к прочим пунктам в резюме. Важно жить в черте города, ведь автобусы отправляются в рейсы и ранним утром, и поздним вечером. Впрочем, для иногородних предприятие предоставляет места в общежитии.

Если по итогам собеседования соискатель и работодатель полностью подошли друг другу, будущему работнику предстоит собрать стандартный пакет документов для трудоустройства (паспорт, трудовая книжка и т. п.) и пройти медкомиссию в поликлинике, с которой компания работает по договору. А также получить справки от нарколога и психолога. Это, правда, за свой счет, по месту жительства. Но затраченные средства предприятие в дальнейшем компенсирует.

Собрав необходимые бумаги, приходим трудоустраиваться в отдел кадров

Собрав необходимые бумаги, приходим трудоустраиваться в отдел кадров

Изучив правила трудового распорядка, основные права и обязанности, подписываем трудовой договор

Изучив правила трудового распорядка, основные права и обязанности, подписываем трудовой договор

С этого момента новоиспеченный кондуктор выходит на стажировку. Сначала — подробное знакомство с инструкциями.

— Из отдела кадров меня проводили в кабинет охраны труда. Сотруднику передали мой контрольный лист и поручили провести инструктаж, — рассказывает Ирина. — Затем я увидела перед собой солидную стопку документов: руководство по пожарной безопасности, по экологии, по гражданской обороне. Каждое надо внимательно изучить.

Инструктаж проводит сотрудник отдела по охране труда

Инструктаж проводит сотрудник отдела по охране труда

Под каждой инструкцией нужно поставить свою подпись

Под каждой инструкцией нужно поставить свою подпись

А дальше — самое интересное: стажер готовится выйти в рейс. Сначала ему нужно получить в кассе автопарка необходимое для работы оборудование и униформу.

— Мне выдали ярко-оранжевую жилетку с флуоресцентными вставками, синюю сумку с множеством кармашков, карту кондуктора и терминал для выдачи билетов. Кстати, совсем новый — на предприятие на днях пришла партия устройств последней версии.

Все необходимое для работы кондукторы перед каждой сменой получают в кассе

Все необходимое для работы кондукторы перед каждой сменой получают в кассе

Вот так выглядит кондуктор автобусных маршрутов на рабочем месте

Вот так выглядит кондуктор автобусных маршрутов на рабочем месте

А вот как работает терминал, еще нужно разобраться. Без помощи опытного коллеги здесь не обойтись — все-таки в обычной жизни с такими гаджетами сталкивается не каждый.

— Но мне повезло — моим наставником на стажировке стала Юлия, которая уже не первый год трудится кондуктором на автобусе № 9. Вместе с ней я отправилась в свой первый рейс по маршруту от завода Металлург до поселка Мясокомбинат, — делится Ирина.

Перед выездом Юлия объяснила, как пробивать билеты по бесконтактному способу оплаты проезда. Нужно нажать определенную комбинацию кнопок и приложить гаджет с NFC, банковскую или транспортную карту к валидатору. И все, билет выйдет сам. Останется только аккуратно оторвать его от ленты, чтобы бумагу не зажевало. С оплатой за наличные сценарий почти тот же: берем у пассажира деньги, при необходимости отсчитываем сдачу, затем пробиваем билет, приложив карту кондуктора.

NFC, или Near field communication — технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами.

Терминал выполняет часть работы, но кондуктору нужно быть очень внимательным

Терминал выполняет часть работы, но кондуктору нужно быть очень внимательным

— Только я успела разобраться с оборудованием, как мы подъехали к первой на нашем маршруте остановке, и в салон зашли пассажиры. Мои первые пассажиры! В этот момент как-то сама собой на лице появилась улыбка, и захотелось первой сделать шаг навстречу, — вспоминает Ирина. — Конечно, билеты я пробивала не так ловко, как моя наставница. Но пассажиры терпеливо ждали свои проездные и не торопили меня. Так что страшно было только первые пять минут. Тем более Юлия меня подбадривала и подсказывала, если я что-то забывала.

Обилечиваем первых пассажиров

Обилечиваем первых пассажиров

Опытные коллеги учат стажеров не только алгоритму работы, но и своим профессиональным советам и наблюдениям. Например, как запомнить новых пассажиров и не пропустить зайцев, как успеть выдать билеты всем и не запутаться. Важно быть приветливым, вежливым и не терять самообладания даже в конфликтных ситуациях. И конечно, работать на благо. А чтобы сотрудники делали это с удовольствием, предприятие создает для них комфортные условия. Во-первых, сами автобусы новые, удобные, в салоне тепло зимой и прохладно в жару. Во-вторых, график и номер маршрута подстраивают под пожелания работника: не любите вставать рано — выходите в поздние рейсы, предпочитаете режим 2/2, а не пятидневку — пожалуйста.

— Среди прочих плюсов работы кондукторы отмечают бесплатный трансфер в автопарк корпоративным автобусом, свою столовую, полный соцпакет, профсоюз и различные мероприятия, которые для них организуют. Например, конкурсы профмастерства или психологические тренинги. А еще каждую среду на предприятии проходят открытые собрания, где руководство и личный состав обсуждают назревшие вопросы, предложения, новые идеи, как сделать работу эффективнее и для пассажиров, и для сотрудников.

Проблемы и задачи коллектив решает сообща

Проблемы и задачи коллектив решает сообща

Стажировка кондуктора продолжается всего 2 дня. Затем его ставят в график и отправляют в рейс трудиться самостоятельно, без контроля наставника.

— Конечно, для меня стажировка была экспериментом, возможностью на себе пройти путь от звонка в отдел кадров до встречи с пассажирами. И понять ответственность этой работы. Добросовестный и ответственный кондуктор для пассажиров — гарант того, что завтра автобус приедет на остановку точно по расписанию. Ведь по количеству пробитых билетов отслеживают пассажиропоток на каждом маршруте. При этом ты лицо автобуса, своими эмоциями и интонациями в голосе ты создаешь атмосферу. Можешь приободрить человека или, наоборот, испортить ему настроение на весь день, — отмечает Ирина. — Постоянное общение с людьми и 10–12 часов на ногах — это большой труд, который под силу не каждому.

«Знаете, что самое интересное? Я спросила в отделе кадров, многие ли уходят сами во время испытательного срока в 3 месяца. 1 из 100 — говорящие цифры»

— Наши сотрудники — это наша репутация. Мы заботимся об их квалификации, профессиональных и личных потребностях и готовы дать опыт и комфортные условия труда, возможность развиваться и двигаться по карьерной лестнице. Мы обеспечиваем официальное трудоустройство и достойную белую зарплату, — отмечает руководство компании-перевозчика.

Узнать подробнее о вакансиях можно по телефону отдела кадров: 990–10–25.

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter