Стоит ли ехать так далеко за прекрасным отдыхом, незабываемыми впечатлениями и хорошим сервисом? Все это можно получить и у нас - на Волге. Об особенностях речного теплоходного туризма рассказывает генеральный директор «Волга-Флот-Тур» Елена Борискина.
- Речное пароходство в традициях Самары и губернии?
- Безусловно. Хотя, когда я пришла в этот бизнес, в стране было очень напряженное время. Время распада идеалов, неразбериха и бездуховность – людям было не до отдыха. Экскурсионные туры почти перестали существовать. Но мы не сдавались и постепенно реанимировали людей от ступора. Например, в прошлом году на наших теплоходах отдохнуло 113 000 человек. Я пережила это, прочувствовала.
- Вы настолько любите Волгу?
- Как только распался Советский Союз, я создала свою туристическую компанию, занимавшуюся именно речным теплоходным туризмом. В то время многие открывали туристические компании, т.к. исчез железный занавес. Но занимались, в основном, международным туризмом. А я поняла, что перспектива за другим. Мода на шоп-туры в Турцию рано или поздно пройдет, а Волга она была, есть и будет. Это наше богатство и гордость. И нужно максимально использовать то, что дала нам природа.
Многие до сих пор не видели волжских просторов и других прибрежных волжских городов, каждый из которых имеет свое лицо и свой характер. Только увидев все это, понимаешь, насколько велика и сильна Россия. Нужно дать людям такую возможность. Это первоочередная задача речного туризма на Волге. Развивать это можем только мы сами. О том, как красиво на Волге, я могу рассказывать часами. Но лучше увидеть все своими глазами. Хотя бы один раз.
- Что же из прелестей водной стихии доступно самарцам?
- Все зависит от того, что хочет сам турист. Во-первых, сама Волга - наша набережная и то, что находится на противоположном берегу: Ширяево, Рождественно. Попасть туда можно практически пешком. Есть еще и масса теплоходных вариантов и маршрутов. Это могут быть и многодневные круизы: в Москву (13 дней) и Санкт-Петербург (18 дней). Плавание в Москву позволит увидеть знаменитое «Золотое кольцо», а плавание в Петербург – красоту карельских мест, острова Валаам и Кижи. Эти туры, кстати, пользуются неизменной популярностью среди туристов.
Есть туры средней продолжительности. За 6 дней можно доплыть до Нижнего Новгорода, заглянув по дороге и в другие волжские города, познакомиться с культурой и историей разных народов Поволжья. В пятидневное путешествие из Самары можно отправиться до Волгограда. Это маршрут из современной истории. В этом году рейс имеет особое значение – исполняется 65 лет Сталинградской битве. Многие предприятия дарят эту поездку своим ветеранам.
В прошлом году спросом у туристов пользовались маршруты до Казани. И не удивительно - в честь 1000-летия город похорошел.
Есть вариант и так называемых туров выходного дня: с пятницы по воскресенье – прекрасная возможность активного отдыха. На теплоходе можно доплыть на зеленые стоянки Усовка и Винновка, в санаторий «Волжский Утес».
- Вопрос только в стоимости туров…
- Я бы даже сказала, в соотношении цена-качество. Теплоход – это и система питания, и гостиница, и развлечения, и красивые места, и экскурсионные программы. Сейчас, кстати, теплоходы становятся все более комфортабельными, турфирмы предлагают все больший уровень и спектр услуг.
- Это законы маркетинга...
- Да. И веяние времени - вся инфраструктура речного туризма меняется. Туризм прочно стал бизнесом. Еще лет двадцать назад законов функционирования частного бизнеса никто не знал. Советская система учреждений в сфере организации отдыха и туризма развалилась. Начинать было сложно, нужно было учесть все до мелочей, просчитать стоимость путевки, составить бюджет. Начинали на листочке. Одно из моих образований - инженерное - очень помогло мне в организации бизнеса.
- Сейчас много говорится о развитии туризма в Поволжье. Когда же Самара станет туристической Меккой?
- Об этом, действительно, говорят много. В отношении нашего региона появляются идеи о развитии международного туризма, о привлечении сюда зарубежных гостей. Однако, к сожалению, инфраструктура поволжского региона для этого недостаточно развита: аэропорт уровню не соответствует, дороги - плохие. Соотношение цена-качество неудовлетворительное. В Европе люди экономные и хотят неплохой сервис за не средние деньги. У нас в стране это соотношение очень размыто.
- Однако, люди из других государств приезжают в Россию?
- Да, но это чаще экскурсионный отдых. Круизный туризм для иностранцев традиционно развит в Москве и Питере. Наш регион уделяет мало внимания для привлечения иностранцев.
- И интуристы к нам не поедут?
- Почему сразу нет? К нам все время приезжают и люди из других российских городов, и группы иностранных туристов. Покупают путевки с помощью Интернета. Конечно, эти приезды не столь массовые. Но интерес иностранцев к отдыху на Волге есть и он растет. Наша задача его поддержать. В этом году наша компания приняла участие в Международной туристской бирже «ITB BERLIN – 2008» в Берлине. Перспективы участия огромные, но надеяться на скорые результаты нельзя. Они будут года через три не раньше – на Западе об отдыхе думают за год вперед.