В департаменте развития туризма Самарской области уверены, что туристическая сфера региона способна приносить гораздо больше доходов в бюджеты всех уровней. Для этого, правда, необходимо срочно решать ряд весьма непростых задач. Проблемы обнаружены везде: в кадрах, сервисе... и даже в бисероплетении.
На Втором экономическом форуме «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики», который в этот раз пройдет в санатории «Волжский Утес», будет поднята тема туризма. По словам специалистов, уже в эти дни может быть подписан целый ряд соглашений, которые направлены на реализацию проекта местного департамента туризма «Золотое кольцо Поволжья». Необходимо отметить, что проект имеет межрегиональное значение: представители Татарстана еще в прошлом году выразили свою заинтересованность в подобном сотрудничестве с Самарской областью.
Проект находится только на стадии разработки. Руководитель департамента развития туризма Самарской области Юрий Антимонов заявил журналистам, что оценивать объемы предстоящих работ и инвестиций пока сложно. Один из ключевых пунктов проекта – новый туристический маршрут по Поволжью. Предполагается, что работать на нем будет тот туроператор, который выиграет специализированный государственный конкурс. Участники самарского рынка туристических услуг с выводами не торопятся, однако в целом оценивают саму идею как весьма перспективную.
Чиновники уверяют, что на данный момент туристическая отрасль региона не соответствует всем заложенным в нем возможностям. Доходы от туризма очень низки: самарцы предпочитают отдыхать на традиционных черноморских курортах, а не у себя «дома». Туристы же из других городов – по-прежнему не такие частые гости на волжских просторах.
Уже отмечены и главные проблемы туристического бизнеса Самарской области: кадровый голод и дефицит сувенирной продукции. Грамотных специалистов в этой сфере остается все меньше и меньше, падает привлекательность рабочих профессий в сфере обслуживания. Политики считают, что тут необходимо масштабное участие российского министерства образования, которое может повысить качество обучения на туристических специальностях и способствовать увеличению интереса к ним со стороны молодежи.
С сувенирами дело обстоит еще хуже: их в регионе катастрофически не хватает. Туристам просто нечего «купить на память о путешествии». Способы выхода из такого «сувенирного кризиса» окончательно не определены и не найдены. Однако руководители департамента считают, что тут необходим целый комплекс отнюдь не разовых мер. Детали уже прорабатываются. Например, в Похвистневском районе будет построен отдельный сувенирно-ремесленный комплекс «Берегиня». Район выбран не случайно: здесь исторически заложены соответствующие ремесленные традиции.
Чиновники уверены, что именно народные ремесла способны хоть как-то поправить положение. На данный момент разрабатываются концепции новых туристско-информационных центров на территории Самарской области. В них-то и будут работать различного рода секции, представляющие бисероплетение, кузнечное дело, гончарное искусство. Можно будет не только купить уже готовый продукт или проследить за полным процессом его изготовления, но и самому обучиться технологическим тонкостям.
Подобные центры, согласно проекту, будут организованы в Алексеевском, Красноармейском и Сергиевском районах. Правда, под копирку делать ничего не будут – везде своя специфика и свои задачи. В Сергиевском районе, к примеру, средства будут направлены на создание комплекса «Дворянской гнездо» (село Заборовка), на восстановление Новой Закамской оборонительной линии. В Красноармейском районе акцент будет сделан на детей. Там построят очень своеобразный парк развлечений («Россия в миниатюре: музей Волги») и попытаются восстановить усадьбу, в которой когда-то жил самарский писатель Алексей Толстой. В Алексеевском районе планируется открытие нескольких SPA-комплексов.
Все это, по замыслу чиновников, способно существенно повысить туристическую привлекательность региона и, соответственно, увеличить поступления в бюджеты всех уровней из туристического бизнеса.
Но многие участники самарского туристического рынка считают, что большую часть усилий необходимо направить в создание высококачественной туристической инфраструктуры: проложить пригодные для путешествий дороги, построить новые гостиничные комплексы с сервисом международного уровня.