Нынешнее лето не отличается разнообразием круизных предложений, но традиционных маршрутов хватит на всех.
Июль и август – самая горячая пора на рынке круизных предложений. В эти два месяца все каюты речных круизных теплоходов, как правило, заняты. Несмотря на то, что цены заметно выше, нежели в июне и сентябре. Мы представляем обзор предстоящих круизов этого сезона, а также впечатления от недавнего путешествия по Каме и Волге.
Водная дорога в рамках традиций
Все, кто путешествует сейчас по Волге, с удивлением отмечают, что круизных судов на реке стало заметно меньше, нежели в прежние годы. Видимо, все, кто отправлялся в речной круиз только из любопытства и желания познать этот вид отдыха, необходимую порцию впечатлений уже получили. И на этом успокоились. А остались на реке только те, кто с годами обрел целеустремленность настоящего фаната круизов. Таких немало, причем, это люди не только преклонного возраста.
Один из главных круизных плюсов - удобство передвижений, когда полностью исключаются вокзалы и аэропорты: на теплоходе борт и каюта становятся твоим домом на все время поездки, и багаж при этом не обременяет. Второе – каждый день речной путешественник оказывается в новом городе, видит новые берега и экскурсионные объекты. Третье – вода, удивительной красоты пейзажи, рассветы и закаты над речной гладью играют роль отличного врачевателя, так что релаксация здесь практически полная. Ну а тем, кто жаждет развлечений, здесь же, на борту общего дома, предложат и дискотеки, и конкурсы, и мастер-классы, и прочие атрибуты из разряда «народной массовки».
Самарские приверженцы круизного отдыха ждали в этом году неких новых предложений, поскольку в каждом путешествии хочется увидеть кусочек того, чего прежде не изведал.
Увы, традиционная апрельская туристическая выставка в Самаре показала, что новинки в этом сезоне в дефиците. Львиная доля круизных маршрутов – стопроцентно традиционны и завсегдатаями уже давно пройдены. «Круизные компании активно разрабатывали новые маршруты пару лет назад, когда из-за экономического кризиса заметно упали продажи. Тогда специалисты начали срочно изыскивать «завлекалочки». Например, объявили несколько рейсов с заходом в городок Юрино выше Козьмодемьянска, где находится красивейший, хорошо сохранившийся, но практически никому не известный замок графов Шереметьевых. Многих привлек и спецрейс по малым городкам Волги. Но сейчас спрос стабилизировался. И компаниям выгоднее поставить в расписание несколько совершенно одинаковых круизов выходного дня, до той же Казани, поскольку эти варианты, как правило, раскупаются очень хорошо, а команде они особых хлопот не доставляют. Потому в этом сезоне новинок очень немного», - поделился профессиональными секретами источник в одной из крупных турфирм Самары.
Итак, теплоходы «Валерий Чкалов», «Хирург Разумовский», «Салават Юлаев», «Дмитрий Пожарский», «Юрий Никулин», «Космонавт Гагарин» и другие в это лето доставят вас прежде всего в Казань (3-дневный круиз стоимостью 4,5 – 6 тыс. рублей), в Чебоксары – Нижний Новогород (6-дневный круиз стоимостью 14 – 20 тыс. рублей в зависимости от комфортабельности теплохода и каюты), в Саратов – Волгоград (5-дневный круиз стоимостью 7 – 12 тыс. рублей), в замечательный городок Елабуга на Каме (6-дневный круиз стоимостью 9 – 12 тыс. рублей). Это так называемые традиционные рейсы, по которым туристов отправляют из года в год.
Что касается программ нетрадиционных, этим летом на теплоходе «А.И. Герцен» из Самары можно отправиться по малым городам Волги: Мариинский Посад, Городец, Плес, Горицы, Углич, Калязин, Мышкин (рейс на 7 августа). 25 июля теплоход «Юрий Никулин» отправится в рейс по Волге и Дону с выходом в Азовское море, а 5 августа он же пойдет на север, в 22-дневном круизе путешественников ждут Санкт-Петербург, Валаам, Кижи и Соловецкие острова.
Одним – респектабельность, другим – массовка
Движимые жаждой познаний, наши посланцы, давно уже изучившие «волжскую классику», решились в этом году на эксперимент. Задача стояла такая: выйти из Волги в Каму и пройти весь путь до Перми, чтобы побывать в Кунгурской ледяной пещере. Пришлось изменить давно проверенным самарским теплоходам, поскольку по Каме они ходят крайне редко, и взять путевку на пермское судно «Павел Бажов».
Эксперимент получил крепкий привкус авантюры. Во-первых, у пермских, екатеринбургских туристов выбор судов невелик, потому свои немногие они загружают под завязку, и на Самару, Тольятти квота путевок остается мизерной. Если берете путевку в последние неделю-две, выбирать будет не из чего. Пришлось взять каюту в трюме, но нас грела мысль, что прошлогодний круиз в «чреве» самарского «Валерия Чкалова» оказался не менее комфортным, чем на главной палубе. Однако выяснилось, что трюм трюму рознь. На «Павле Бажове» взыскательных отдыхающих постоянно преследуют шум и довольно сильная вибрация, а в трюмовых каютах рядом с носом, помимо прочего, по ночам могут включаться грохочущие насосы. И хотя представители круизной компании уверяли, что жалоб от отдыхающих не поступало, что привередливы лишь самарцы, было видно, что о дискомфорте своего судна они давно уже наслышаны. При настойчивых просьбах каюту вам попытаются поменять, но далеко не всегда на борту есть свободный номерной фонд. Так что отдыхающим, привыкшим к судам среднего и высокого класса, с иногородними фирмами и теплоходами советуем быть осторожнее.
Бытовой дискомфорт на борту «Павла Бажова» компенсировался очень необычным маршрутом и интереснейшей экскурсионной программой. После Самары следовала зеленая стоянка в Ширяево, затем города Чистополь, Чайковский, Пермь и Елабуга на Каме, по выходе из Камы корабль брал путь на север, через старинный городок Козловка, Нижний Новгород, Городец, Кострому, Ярославль, а на обратном пути заходил в Казань. Предлагались варианты экскурсий, которых нет ни в одной другой компании. Например, в Нижнем Новгороде экскурсанты садятся в удобный автобус, после экскурсии по этому городу переправляются на волжское левобережье, проезжают через дремучие леса и бывшие деревеньки староверов, останавливаются на полчаса у исцеляющего святого источника Николин ключ, а затем прибывают в замечательный старинный Городец, где также проходит обзорная экскурсия. В это время теплоход уже стоит у причала Городца, обратный путь на автобусе не требуется.
В этом году пермяки предложили еще одну новинку – двухдневные автобусные экскурсии из Ярославля и Костромы в Ростов Великий, Владимир и Суздаль. Задуманные программы, правда, стоит подработать, поскольку слишком много времени занимают переезды и слишком мало – наслаждение Суздалем и грандиозными храмами Владимира. Но в целом идея хороша.