В соцсетях управления госохраны объектов культурного наследия Самарской области появилась любопытная информация. Речь идет о публикации в областной газете «Волжская коммуна» от декабря 1923 года.
Автор статьи — профессор Вера Гольмстен.
Вера Владимировна Гольмстен (1880–1942) в 1919 году по приглашению Самарского губотдела народного образования переехала в Самару из Петрограда. В Самаре в 1919–1920 годах работала в ГубОНО.
В 1919–1929 годах — профессор Самарского университета. Являлась организатором и ученым секретарем в Обществе археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском университете, возглавила в нем работу по археологии. Преподавала на Высших этнолого-археологических курсах при Самарском университете.
В 1922–1929 годах — директор Самарского губернского музея (сейчас — Самарский областной историко-краеведческий музей имени Петра Владимировича Алабина) В сентябре 1929-го переехала в Петроград в связи с закрытием Самарского университета. Член-корреспондент Московского археологического общества (с 1912 года).
В материале она рассказывает о том, каким был климат на территории Самарской области 200 000 лет назад. Публикуем отрывок статьи целиком.
« <...> Приблизительно 200 000 лет назад Европейский материк переживал так наз. ледниковый период: вся северная половина Европы была покрыта толстым, до 2–3 верст (1 верста = 1,07 км. — Прим. ред.), ледяным покровом и лишена всякой жизни. В России только южные и восточные области были свободны от льда и представляли из себя, по причине сурового климата, тундры, подобные теперешним сибирским; они были заняты особым животным миром, многие представители которого вымерли при изменении климата на более теплый.
Наш край, хотя и свободный от ледяного покрова, испытывал, однако, близость его: климат был очень холодный и сырой, необозримые пространства были заняты тундрой, покрыты мхом и низкорослым кустарником. Волга, обильно питаемая водами, вытекающими из-под тающего ледника, неслась широким потоком в обширное море, которое образовалось от слияния Каспийского и Аральского морей и омывало своим северным краем южную границу нынешней Самарской губернии.
По Самарской тундре бродили стадами крупные травоядные: мамонты, носороги, дикие быки, северные олени и др., спокойному размножению которых способствовало отсутствие крупных хищников. <...> Жил ли человек в нашем крае в описываемое время — сказать трудно. Следов его пребывания здесь пока не найдено, но известно, что в других местах в это время и при таких же условиях существовал человек, который вел охотничий образ жизни, убивал своими каменными орудиями мамонтов и носорогов, питаясь их мясом и вырабатывая из их костей свои орудия. Можно думать, что когда-нибудь и на площади Самарской губернии будут открыты следы жизни человека — современника мамонта».