Страна и мир Спецоперация на Украине «Он слова грубого не скажет, какой из него вояка?». Разбираемся, могут ли мобилизовать рядового старше 35 лет

«Он слова грубого не скажет, какой из него вояка?». Разбираемся, могут ли мобилизовать рядового старше 35 лет

Его вызвали, несмотря на несоответствие первоначальным критериям

Проводы мобилизованных, в числе которых — герой нашей статьи
Источник:

Во время недавних проводов мобилизованных мы познакомились с Аленой (имя изменено) — она провожала своего мужа Андрея. Мы обратили на нее внимание не только из-за ее зареванного вида, такой был у многих жен, но и потому, что она пыталась в буквальном смысле стучаться во все двери: ходила к приехавшему омбудсмену Юлии Сударенко, к военкому, к его подчиненным. Мы поговорили с ней, и оказалось, что Андрей не только не имеет боевого опыта (а министр обороны Сергей Шойгу называл такой опыт в качестве одного из критериев отбора), но также не подходит по возрастным критериям: он рядовой, и ему около 37 лет. Власти декларировали приоритетный возраст для военных без офицерского звания — 35 лет, для младших офицеров — 50 лет. Мы решили разобраться, каковы всё-таки критерии частичной мобилизации и можно ли вернуть солдата, который не проходит по возрасту.

Как призвали Андрея


21 сентября, в день объявления частичной мобилизации, Андрей был на заводе — его работа связана с контролем качества. Повестки привезли через пару часов после выступления президента РФ, а руководители подразделений вручили их сотрудникам, попавшим первыми под мобилизацию.

— В повестках было указано, что 26 сентября они должны явиться в военкомат для отправки на двухнедельную переподготовку где-то в Тюменской области, — говорит Алена. — На следующий день директор предприятия отправился в военкомат выяснять причины, потому что повесток принесли много, и для завода, у которого сейчас много заказов, это критично. По возвращении директор сказал, что сборы отменяются, просто всем нужно явиться в военкомат и расписаться. Те, у кого на следующие дни были выходные, поехали туда, а Андрей смог только в понедельник, 26 сентября.

Там, по словам женщины, его поставили перед выбором: либо мобилизуешься, либо дело отправляется в Следственный комитет.

— Когда такой выбор, что тут сделаешь? — объясняет Алена. — Он у меня хоть и служил давно в армии, но человек абсолютно мирный. Он занимался боксом, но я от него слова плохого не слышала в жизни. Он сказал: «Что я, здоровый мужик, буду бегать? Жить в каком-то казахском селе, кур пасти?» Я его понимаю, это я могу хоть кассиром в магазине, а мужчине же важна его работа. Если он откажется, он всё потеряет. Он жил своей жизнью, воспитывал двоих детей и по возрасту уже не должен был стать участником таких действий.

Поэтому Андрей с Аленой явились к месту сбора мобилизованных 27 сентября, и он отбыл в другой регион. Однако остался вопрос: почему повестка пришла рядовому в возрасте почти 37 лет? Кроме того, его военно-учетная специальность очень специфическая, связанная с войсками стратегического назначения, и по декларируемым критериям не входит в число приоритетных.

Есть ли возрастной критерий мобилизации?


Этот вопрос не прояснен в однозначной манере, чем сейчас активно пользуются чиновники и военные. Изначально при объявлении частичной мобилизации Министерство обороны опубликовало критерии отбора, в которых черным по белому было написано: «В соответствии с российским законодательством подлежат призыву на военную службу по мобилизации граждане, имеющие воинские звания рядового и сержантского состава в возрасте до 35 лет, младших офицеров до 50 лет, старших офицеров до 55 лет».

Скриншот официального телеграм-канала Министерства обороны РФ
Источник:

Подобное ранжирование по возрасту указано и в статье 53 закона «О воинской обязанности...», где все военнослужащие запаса разбиты на три разряда. Например, для солдат первый разряд — это до 35 лет, второй — до 45 лет, третий — до 50 лет.

Проблема в том, что в законе «О воинской обязанности...» нет прямых указаний на то, что мобилизация должна идти в строгом соответствии с разрядами. Нет разъяснений и в законе о мобилизации, равно как и в указе президента.

Юрист, специализирующийся на правах призывников, Алексей Табалов пояснил нам следующее:

— Если опираться строго на закон, формально военкоматы правы, и они могут забирать и мобилизовать кого угодно, потому что в указе Путина не говорится о том, кто подлежит частичной мобилизации — это отдано на откуп регионам. Но во всех публичных заявлениях Министерство обороны, генеральный штаб, Госдума и президент говорят, что подлежат только граждане, находящиеся в первом разряде запаса, имеющие ВУС и опыт боевой службы.

Тогда для чего в принципе нужны эти возрастные разряды, если ни в одном документе о мобилизации они не упоминаются?

— Наличие этих разрядов логично, ведь в нормальной стране так и должно происходить: сначала призываются самые боеспособные, а это первый разряд, когда он заканчивается — второй и так далее, — говорит Алексей Табалов. — Но у нас же в стране всё по-другому, у нас есть декларации на высшем уровне и есть реальная практика на низовом уровне, где военкомам поставили задачу набрать любой ценой, вот они и набирают любой ценой тех, до кого могут дотянуться. Им без разницы, что говорят в СМИ, в пресс-релизах, в телевизорах. У них есть план.

Однако Алексей Табалов считает, что бороться за свои права всё же можно:

— Если ты по критериям не подходишь, нужно писать жалобу, и чем быстрее ты ее напишешь, тем быстрее и вероятнее ее рассмотрят, — говорит он.

Жалобу следует адресовать военному прокурору округа и гарнизона, председателю призывной комиссии по мобилизации. Ниже прилагаем форму такой жалобы, составленной Алексеем Табаловым.

Удастся ли вернуть Андрея?


Алена ходила на прием к уполномоченному по правам человека в Челябинской области Юлии Сударенко, где ей в помощи фактически отказали, сославшись на законность мобилизации Андрея. Кстати, в последние дни формулировки стали меняться, например на портале «Объясняем.рф» указано, что в приоритетном порядке мобилизуется первый разряд. Уточнение о приоритетности оставляет возможность сослаться на то, что в данном конкретном случае не удалось найти подходящего человека из первого разряда, поэтому стали искать во втором или в третьем.

Ответственность за мобилизацию возложена не только на военкоматы, но и на региональные правительства. Мы обратились в администрацию Челябинской области, где случай Андрея пообещали взять на контроль, при этом опять же сослались на отсутствие прямого запрета на призыв 37-летних солдат. Критическим возрастом для них считается 50 лет: после этого военнослужащие без звания в принципе снимаются с воинского учета.

При этом в вопросе приоритетности много разных оговорок: скажем, в правительстве нам привели в пример хирурга, которого пришлось брать из второго разряда, потому что в первом просто не было людей с нужной квалификацией. Возможно, в том случае это было оправданно. Но что касается солдата Андрея, его ВУС не входит в перечень приоритетных, более того, на месте его сориентировали, что он будет скорее всего санитаром, хотя никогда в жизни не имел отношения к больничному делу.

Будет ли медкомиссия?


Остается и вопрос, в какой момент мобилизованный может заявить о своем несогласии с критериями отбора, ведь речь может идти не только о возрасте, но и о состоянии здоровья, количестве детей и других обстоятельствах.

— В военкомате никакого медосмотра не было, — рассказала Алена. — Сначала говорили, что медосмотр будет в части, куда их увезли, но сейчас Андрей мне пишет, что медосмотра до сих пор нет, а их скоро уже отправляют дальше.

Пока же Алена озабочена сбором вещей для мужа, он прислал ей список того, что необходимо купить: помимо одежды, в нем есть, например, спальные мешки и прочие атрибуты походной жизни. Но позже заботы о матобеспечении мобилизованных взял на себя завод, где работал Андрей.

Однако главная цель Алены — чтобы муж вернулся.

— Получается, полная безвыходность, — говорит она. — Президент сказал одно, на местах другое, а что нам делать? Я всю ночь не спала, у меня на фоне этого такая мысль: писать жалобы везде.

Мы продолжаем следить за судьбой Андрея. Примеры возврата военнослужащих есть: например, четверых мобилизованных вернули домой в Тюмени. Накануне их жены собрались у военной прокуратуры и потребовали демобилизовать мужчин. Но каждый случай был индивидуален: кто-то не проходил по возрасту, кто-то по количеству детей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
ТОП 5
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления