
Самарцы как могут помогают мужчинам, которые попали в армию по частичной мобилизации: собирают одежду, экипировку, медикаменты, оборудование. 80-летняя Шамшельниса Салихова не смогла остаться в стороне. Она отправляет мобилизованным самарцам не просто теплые носки ручной работы: бабушка шлет им тепло материнской любви. В свои носки пожилая женщина вкладывает трогательные записки, в которых говорит военным, что будет молиться за их благополучное возвращение.
Мы встретились с Шамшельнисой и ее дочерью Галиной. Посмотрите наш видеосюжет.
«Отец погиб на фронте спустя 2 месяца после того, как ушел»
Шамшельниса Салихова — ребенок войны. Она родилась в 1942 году в Куйбышевской области, в селе Теплый Стан. Отца женщина никогда не знала — он ушел на фронт и погиб еще до ее рождения.
— Он до сих пор числится без вести пропавшим. Мы смотрели на специальном сайте. Вроде как он пропал на Украине под Винницей тогда же в 42 году, месяца через два после того, как ушел, — рассказывает дочь Шамшельнисы Галина.
Как вспоминает бабушка, у матери их было семеро детей. Жили бедно.

— Есть было нечего, одевать было нечего. Как снег стает, ходили босиком. Так и росли, — рассказывает Шамшельниса.
С 12 лет женщина начала помогать взрослым в колхозе. После семи классов школы Шамшельниса пошла ухаживать за овцами, потом стала дояркой. Потом, как рассказывает женщина, работы в их деревне не стало. К тому времени Шамшельниса уже была матерью троих детей.
— В 1976 году мы переехали в Куйбышев. Работала на трех работах сразу. Муж умер, когда мне было 50 лет. Осталось трое детей. Слава Богу, они у меня выросли хорошими. Часто ко мне приезжают, уговаривают к себе переехать, но я одна хочу. Пока могу сама всё делать, не буду стеснять, — говорит бабушка.

С момента переезда в Куйбышев Шамшельниса Салихова прожила 40 лет на одном месте. Жизнь устоялась, всё шло своим чередом. До 21 сентября 2022 года.
«По ночам не сплю, хочу работу доделать»

До объявления частичной мобилизации бабушка Шамшельниса подобной благотворительностью не занималась.
— Я вязала просто так, кому надо было. Детям своим я сама всё вязала: штаны, свитеры. А после объявления мобилизации от дочери услышала, что будут собирать, кто чего может дать, кто чем хочет помочь. Ой, думаю, надо мне тоже помочь, — рассказывает бабушка.
Дочь Галина узнала об этом из чата, в котором жёны военных и просто неравнодушные люди организованно собирают гуманитарную помощь.
— Сначала мы помогали просто финансово. Потом пришло сообщение, что ребята там мерзнут и им нужны теплые вещи. Я пришла к маме, предложила купить ее носки. Она сразу расплакалась: «Ты что? Как продать? Ни в коем случае! Я просто так отдам!», — вспоминает Галина.
Так началась новая работа Шамшельнисы Салиховой. Как рассказывает женщина, большую часть своего времени она отдает вязанию с небольшими перерывами на чай или молитвы.
— Пару носков я за два-три дня делаю. Вяжу, вяжу, немножко устаю — лягу. Потом опять за дело. Чай попью, потом опять возьмусь. Я могу до двенадцати ночи вязать. У меня операция на обоих глазах была, уже нельзя так много работать. Меня дети ругают. А я думаю, ну ладно, очки надену, так и работаю. Хоть ребятам помогу. Ночью, бывает, спать не хочу. Думаю, надо доделать, — рассказывает Шамшельниса.

Детям женщины подчас приходится уговаривать свою маму остановиться и передохнуть, поскольку она может работать несколько часов подряд без перерыва.
— Мама очень быстро вяжет, она по-другому просто не умеет. Она как электровеник, — шутит Галина.
При этом работа Шамшельнисы пусть забирает много времени и сил, но, по крайней мере, не требует денежных затрат.
— Если нам принесут какую-нибудь ненужную шерстяную вещь, мы маме отдадим, она ее распускает, и вот у нее пряжа. Все мои друзья и знакомые знают об этом и тоже приносят ей шерсть. У меня подруга много шерсти из Белгорода прислала. Денег мы не тратим. Но если понадобится, конечно, потратим, — рассказывает Галина.

Как говорит сама Шамшельниса, размер будущих изделий она не вычисляет: определяет на глаз. При этом пары носков у нее всегда получаются одинаковыми по размеру. Чтобы носки не растерялись, перед упаковкой бабушка сшивает каждую пару, так что они выглядят как магазинные.
— Когда у меня была овечья шерсть, я сама плела. Ссучиваю нитку, скручиваю в моток, стираю, потом опять клубок делаю и начинаю вязать. У кого ненужная кофта или свитер, мне принесут. Я распускаю. Если нитка тонкая, я другую вплету, чтобы прочнее было. Вяжу, чтобы надолго хватило. Чтобы не порвался. Дела много, конечно. Но у меня сейчас из дел: вязание да молитву почитать, — рассказывает Шамшельниса.

По словам Галины, ее мать очень религиозна:
— Мама читает Коран, она 5 лет учила арабский. Она читает молитвы, чтобы Всевышний берег там наших ребят. Мама — ребенок войны, ей бы не хотелось, чтобы кто-то воевал вообще в принципе. Так что она молится, чтобы это быстрее закончилось.
«Пусть эти носки согревают, как тепло матери»
Первой в Рощинский отправили партию из 15 пар носков. Но перед отправкой дочь Шамшельнисы Галина нашла способ сделать их еще теплее.
— Я предложила маме записать какое-нибудь послание и в носочки положить, чтобы не просто так их отсылать, чтобы ребят подбодрить. Мама мне на татарском продиктовала, что хочет сказать военным, я напечатала на русском и вложила в носки.
С тех пор на домашнем производстве разделение труда: мать вяжет, а дочь вкладывает послания.

— Идея была моя, но слова — мамины. Она сказала, что нужно именно так написать: пусть эти носки дарят им тепло, как тепло матерей, а она будет за них молиться, — рассказывает Галина.
Такие записки положили в каждую пару и отправили в Рощинский. Когда будет готова к отправке вторая партия из 9 пар, с ними сделают то же.

— Для мамы это очень важно. Она после первой отправки всё переживала: «А там дойдет? Прям до ребят? До всех дойдет?». И мне потом девочки из нашего чата записывали голосовое сообщение, что всё передали ребятам, очень благодарили. Мы маме включали послушать, — рассказывает Галина.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.