Страх, жестокость, кровь и агрессия. Именно с этим столкнулась во время своей миграции из России уроженка Самары Дарья Б. (все имена изменены. — Прим. ред.). Она уехала из страны вместе с мужем Геннадием, который, по оценке семьи, имел огромные шансы быть призванным по частичной мобилизации. Но несмотря на сложности, с которыми молодые люди столкнулись в дороге, они называют свою поездку чудом. И возвращаться в Россию не планируют.
«Нас легко могли бы найти»
О переезде молодые люди с самого начала СВО не думали. Семья считала миграцию самым последним, практически фантастическим вариантом. Но с каждым днем их уверенность в необходимости этого шага укреплялась.
— Мы поняли, что всё плохо, когда быстро, в трех чтениях приняли законопроект про уголовную ответственность за неисполнение приказа и самовольное оставление части, — начала свой рассказ Дарья.
В первую очередь девушка тревожилась за своего мужа. Молодой человек много лет назад служил в армии и имеет категорию А. Но, по словам Дарьи, за это время ситуация сильно изменилась:
— Он, насколько я помню, имеет специальность «стрелок». Но на деле они стригли траву, таскали грузы и охраняли часть. После он получил несколько серьезных травм, связанных с баскетболом: разрыв крестообразной связки в колене, еще одна надорвана, травма мениска, развилась хроническая нестабильность сустава. Таким образом, автоматически категория годности должна была измениться. Вплоть до того, что Гену должны были признать временно не годным, а то и вовсе не годным, — пояснила Даша.
Но был один нюанс: муж не ходил в военкомат со всеми необходимыми справками, снимками и заключениями врачей. На фоне последних событий следующий поход к специалистам он запланировал на конец сентября.
— Мы планировали пойти на МРТ в пятницу, 23 сентября. А в среду, 21 сентября, мы просыпаемся с новостью, что началась частичная мобилизация. И у нас мысль: «Вот так сюрприз». А уже 23 сентября мужу звонит его мама и говорит, что по месту прописки его разыскивает военкомат, — добавила Даша.
И в этот момент молодые люди поняли, что наступил час икс.
— Мы всерьез не рассматривали эту возможность. Но так, мне кажется, многие думают. Мы с мужем вместе уже 12 лет. Я понимала, что даже если муж придет в военкомат со всеми справками, есть вероятность, что его призовут. А он со своими коленями просто не встанет после похода в полном обмундировании.
В повестке, которую оставили в ящике по месту прописки, было написано, что в субботу, 24 сентября, в 07:00 нужно было явиться на сборный пункт и ехать в военную часть. Выходит, что его сразу хотели забрать! — объяснила свою точку зрения Даша, не скрывая слез. — Ситуацию усугубляет тот факт, что мы живем недалеко от родителей. И от военкомата. По слитым данным от той же «Яндекс.Еды» нас очень легко вычислить. Когда я представила, что у нас начнется жизнь в постоянном страхе, что в дверь в любой момент момент может постучаться какой-то мужик или толпа мужиков и забрать моего мужа на СВО, я поняла, что самое лучшее, что мы можем сделать — это сорваться и уехать в Казахстан. Это слишком очевидный выбор. Я считаю, что всё было правильно.
«Мы застряли в пробке на 3,5 дня»
По словам Дарьи, окончательное решение уехать в другую страну они с мужем приняли за 2 часа. Еще несколько часов заняли сборы в дорогу. В итоге весь процесс занял около 5 часов.
— Вся наша жизнь уместилась в 2 рюкзака и 2 чемодана. Муж разобрал компьютер и тоже увез с собой. Только потом докупил корпус и монитор. Родители, конечно, были в шоке.
Мы с мамой мужа рассматривали вариант, что супругу надо сделать операцию на связке. И после нее — длинный период реабилитации, около полугода. А что потом? Сможем ли мы уехать из страны? Ныкаться где-то? — рассказала девушка.
Но, кроме вещей, в дорогу молодым людям нужно было взять с собой еще и деньги. И с ними возникли небольшие сложности:
— У нас на карточках отложено было около 50 тысяч рублей, еще 60 тоже было в запасах. Потом мама мне скинула 40 тысяч, и мама мужа потом переслала. И плюс наши с супругом зарплаты. И с этими деньгами мы уехали в никуда. Главный план у нас был — пересечь границу, уехать. А там разберемся, — добавила Даша. — А сейчас нам нужно думать, кому сдавать квартиру.
Вместе с Дашей и Геной в Казахстан уехала еще одна пара их друзей. Именно с их помощью семья смогла добраться до границы. И уже здесь начался кошмар.
Пересечение границы с Казахстаном показалось молодым людям бесконечным. Уже тогда, 23 сентября, на подъездах к КПП начали образовываться гигантские пробки. И мигранты попали как раз в одну из них.
— Мы уехали в пятницу днем, а границу пересекли во вторник, около половины второго. Это было жесткое приключение, которое никому не пожелаю пережить. И сама его тоже не хочу повторять. Это, конечно, не Верхний Ларс на границе России и Грузии. Но здесь мы тоже увидели много подлости, лицемерия, но и бескорыстного добра, — пояснила Дарья.
КПП «Верхний Ларс» — единственная сухопутная граница между Россией и Грузией. Это единственный способ попасть в другие страны легально, не делая большой крюк через Азербайджан. После объявления частичной мобилизации здесь несколько дней была гигантская пробка из россиян, желающих покинуть страну.
Уже на подъезде к КПП «Маштаково» молодые люди оказались в информационном вакууме. И несколько дней ожидания изрядно потрепали им нервы.
КПП «Маштаково» — таможенный и пограничный пропускной пункт. Находится в Оренбургской области.
— Ты не знаешь, что на самом деле происходит. Появлялись слухи, что уже вот-вот, уже завтра границу закроют. Или послезавтра. Про пробку мы знали. Но наивно полагали, что простоим там 15 часов. Дурачки. Думали, что посидим в машине, отдохнем, покурим кальян и на таком расслабоне проедем. Спойлер: кальян не пригодился, — рассказала девушка.
«В машине сидела девушка в крови»
Уже к концу пятницы, 23 сентября, длина пробки уже достигла 12 километров. И настроение у людей, которые оказались здесь, было самым разным.
— В начале пробки многие еще толком не знают, чего ожидать, с ними можно поговорить, расспросить. И мы много разговаривали, в том числе и о России, о том, что происходит. А вообще, в пробке было много людей из разных концов страны: Питер, Саратов, например. Откуда только не ехали. Молодые парни, чуть постарше. Были и женщины, которые привозили своих мужчин, высаживали, чтобы те шли пешком. Были и семьи, — пояснила Дарья.
Но были и люди, которых сложившаяся ситуация совсем не устраивала.
— В какой-то момент мы совсем перестали двигаться. Поэтому решили выйти и посмотреть, что там впереди. Оказалось, что дальнобойщики, которые обозлились на бегущих русских, устроили кордоны. Они своими фурами перегораживали дорогу и не разрешали легковушкам их объезжать. И так было на всей дороге. Нередко на тебя мог выбежать какой-то очумелый водитель-иностранец с монтировкой в руках. И это только усугубляло ситуацию. Всем страшно, непонятно, что будет дальше, а тут такое. А на деле у фур был отдельный проезд, куда легковушки даже не могли заехать, — рассказала Дарья.
В какой-то момент конфликт между мигрантами и водителями фур достиг апогея. Несколько раз в пробке у КПП, по словам девушки, вспыхивали драки. К сожалению, не обошлось без пострадавших.
— У нескольких машин разбили стекла. В одной из машин сидела девушка, и ее задело осколками, она была в крови. И так было постоянно. Ты мог попытаться объехать кордон из фур, а в тебя будут кидаться камнями. Сотрудников ДПС здесь не было, никто ничего не регулировал. Водители фур и легковушек начали орать друг на друга. Только вот у дальнобоев с собой были монтировки, а у других их не было, — поделилась воспоминаниями девушка.
Следующая неприятность, с которой столкнулись мигранты, была связана с машиной. В один из дней ожидания она просто заглохла.
— Перед поездкой мы заправили полный бак. Но пока стояли в пробке, мы дергались, глушили и снова заводили мотор. Потом погода испортилась, и мы включили печку. И уснули с ней и включенными фарами. А на утро проснулись, а машина не заводится. Это была жесть, — рассказала Дарья.
В этот момент у нее и ее спутников начали появляться сомнения в успехе их затеи. Появились мысли о том, что они зря затеяли этот побег из России.
— Первая идея — попытаться прикурить. Не получилось. Потом решили попробовать завестись с толкача, тоже не вышло. У нас началась паника. А в этой пробке ты не можешь не ехать, машины стоят очень плотно. Нам пришлось отъехать на обочину и думать над вариантами решения проблемы, — пояснила девушка.
«Таксисты-казахи брали по 30 000 рублей с человека!»
Уже к этому дню в пробке у КПП начали появляться участники «карусели» из таксистов.
— Казахи начали барыжить тем, что переправляли на ту сторону пешеходов. Сначала они брали по 5 тысяч рублей, потом цена постепенно достигла 30 тысяч. Не с машины, а с человека. И люди платили. Они проезжали границы, пассажиров высаживали, и потом возвращались обратно, в последний километр. В итоге перёд пробки двигался, а хвост — нет.
И среди этой кутерьмы и хаоса всё же нашлись люди, готовые бескорыстно помочь россиянам.
— Я подошла к пожилому таксисту, чтобы узнать у него телефон эвакуатора. А он в ответ предложил посмотреть, что с машиной случилось. И водитель попросил других людей в пробке расступиться, чтобы проехать через несколько полос и подъехать к нам. И со второй попытки с толкача машину удалось завести. Это было чудо, — заявила Дарья.
В такой ситуации машину глушить было нельзя, так как аккумулятор мог не зарядиться. Но бензин уже начинал заканчиваться. А ближайшая заправка была в 40 км от пробки. И тут с молодыми людьми произошло второе чудо.
— Недалеко, в 7 км от КПП, была деревня Маштаково. И якобы там был магазин, где можно было купить топливо. Мы взяли бутылки, дошли до села. И в этом небольшом сельпо мы-таки нашли бензин! Владелец точки продал нам 2 литра за 200 рублей, но мы были готовы отдать любые деньги. Но этого нам было мало, и надо было искать еще. Сначала сам владелец магазина предложил купить нам канистру, а потом помог один местный житель. Он нас встретил на улице, по-доброму спросил, не беженцы ли мы. Пошел к одному участку, где как раз был молодой парень. «Фермер» посмотрел на пятилитровку у меня в руках и молча ушел куда-то. И принес полную, попросив всего 500 рублей!
«Вам не рекомендовано выезжать из страны»
Последним и самым важным рубежом между Россией и Казахстаном стал сам контрольно-пропускной пункт. И к этому моменту у Дарьи и ее мужа нервы были уже на пределе.
— Мы встретили парня, которого развернули на границе. Он молодой, недавно отслужил. По специальности — танкист, механик-водитель. И в Казахстан он ехал к родственникам. Он на КПП пытался доказать, что там вырос и там его семья. По его словам, его водили из комнаты в комнату, задавали много вопросов. И в последней комнате женщина ему сказала: «Вам не рекомендовано выезжать из страны». И с этими словами развернули. Он уже успел выяснить, что на его имя есть повестка. И тут нам стало страшно, так как на мужа тоже была повестка. И друзья сказали, что если супруга развернут, то тоже никуда не поедут, — рассказала Дарья.
Напряженным был момент перехода всей группы через границу. Если трех из четырех ее участников пропустили без проблем, то с мужем Даши возникла заминка.
— Гена потом рассказал, что там было. Там в окошке сидел силовик. Муж протягивает ему паспорт, и тут мужчине кто-то звонит. По каменному лицу непонятно, что происходит. Но потом он отдает документы мужу, и его пропускают! Мы уже в машину когда сели, только тогда смогли выдохнуть, — пояснила Дарья.
«Мужчина на "крузаке" раздавал пирожки»
Как оказалось, конец сентября был напряженным не только для россиян, желающих поскорее выехать из страны, но и для самих работников КПП. Один из них пожаловался Даше на резкую смену рабочего графика.
— После смены они спали всего 4 часа. И потом снова на пост! Но сложнее, конечно же, было тем, кто шел к границе пешком. Особенно ночью и в плохую погоду. Уже тогда подключились волонтеры из Казахстана, которые раздавали воду и еду. А в самой стране, в одном из городов, где-то около ТЦ стоял мужчина около «крузака», с двумя коробками пирожков. Он раздавал их бесплатно и предлагал свою помощь россиянам! — пояснила девушка.
И в момент нахождения в другой стране, по словам Дарьи, она в какой-то момент поняла одну простую истину:
— В России есть некое пренебрежительное отношение к Казахстану и его самобытной культуре. Типа мы — большой брат, а они — страны бывшего СНГ. А ведь здесь люди гораздо более смелые, они друг за друга горой. А у нас больше разобщенности, — объяснила свою точку зрения девушка.
Тем не менее в самом Казахстане отношение к россиянам и России тоже было неоднозначным.
— В Казахстане ловит российское ТВ. Мы жили у семейной пары, которая давно тут находится. И в разговоре мне удалось выяснить, что хозяйка с пониманием относится к тем, кто уезжает из России из-за СВО. А напротив нас жили наши друзья. И здесь «администратором» была пожилая женщина. И она спросила у моей подруги, почему ее парень не на фронте, почему не защищает Родину, — рассказала Дарья. — Еще одного похожего местного встретили в один из вечеров. Он в изрядном подпитии был и, судя по всему, забыл, где живет. Пока мы помогали ему добраться до дома, он поделился своей точкой зрения. Сказал: «Путин — красавчик, присоединяет новые земли, пока все спят. Просыпаешься утром, а у тебя новые территории. Это же классно».
«Начну учить турецкий»
Но Дарья и Геннадий решили не останавливаться в одной стране. После Казахстана молодые люди уехали в Турцию. И пока что они находятся здесь. И эта страна произвела на них неизгладимое впечатление.
— Мы сейчас живем в Фетхие. Это туристический город, где живет много британцев. А теперь — еще и русских. Тут всё просто, нет никакого пренебрежения. С негативом ни разу не столкнулись. Тут у каждого дома, у каждого магазина стоят миски для животных! И их тут кормят! Когда мы заехали в свою квартиру, то заметили на улице мисочку. И хозяйка попросила подкармливать. Тут это делают все! — восхитилась Дарья. — Второй момент, который приятно порадовал — забота о людях. Я увидела на набережной большой парк с детской площадкой. И там я впервые заметила качели для детей-инвалидов в коляске! Также здесь приятно радует климат. Уютные +20 градусов в начале января.
Также из плюсов девушка может выделить небольшие цены на продукты. Однако из-за разницы в курсе валют молодые люди заметили, что денег стало всё же немного меньше.
— Мы стали больше откладывать, больше думать о деньгах, вести учет.
Дарья не исключает, что и Турция не станет окончательным местом дислокации. Недавно местные власти запретили выдавать россиянам туристический вид на жительство. А без него находиться в стране становится сложнее. Поэтому в качестве следующей страны Дарья с мужем рассматривают Армению.
— В этой стране будет чуть комфортнее находиться, так как около 60% населения говорит на русском. Хотя в Турции я начала учить турецкий. Это мой знак благодарности и уважения этой стране. Туркам же приятно, когда ты не на английском, а на их родном языке заказываешь кофе и булочку или покупаешь продукты. В Армении планирую делать то же самое, — пояснила девушка.
При этом возвращаться в Россию Дарья не планирует.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.