Не каждый день житель Самарской области может похвастаться тем, что родился в городе с видом на остров Сицилия. А еще что участвовал в сборке автомобиля президента России. А вот итальянец Джорджио Вердучи может. 23 года назад он основал в Самарской области производство автокомпонентов и с тех пор не устает благодарить Россию за предоставленные возможности. Он рассказал корреспонденту 63.RU о первом знакомстве с нашей страной, сходстве русского и итальянского менталитетов, а также будущем местного бизнеса в условиях европейских санкций.
«Для меня СССР был лучшей страной на свете»
— Джорджио, расскажите о своей жизни до приезда в Россию.
— Я родился в городе Реджо-ди-Калабрия на юге Италии. Там же ходил в школу. В 18 лет я уехал в город Мессина, поступать в университет. Выучился на химика, и мой отец предложил мне работать в лаборатории при какой-нибудь больнице: анализы крови, мочи, кала. Я сказал: «Большое спасибо, я не хочу». Мне больше нравилось производство, я хотел работать на каком-нибудь предприятии. Поскольку быстро найти работу было невозможно, я поехал на север Италии, в Турин, и устроился работать на почту.
И однажды во время ужина с друзьями один их знакомый пригласил меня к своему знакомому на предприятие в центральной Италии, около Неаполя. Эта компания производила компоненты для автомобилей: приборные панели, сиденья, рули… Мой университет дал мне хорошую рекомендацию, и меня взяли на трехмесячную стажировку в эту компанию. Чтобы вы понимали, как я работал: в понедельник утром — на завод, в пятницу вечером — домой. Ночевал прямо в лаборатории. Стажировку я прошел удачно, и меня поставили начальником лаборатории.
— Как же вы оказались в России?
— Это был 1980 год, 4 месяца как я работал в должности начальника лаборатории. Меня вызвали к президенту компании. «Наверное, я что-нибудь плохое сделал», — подумал я. Прихожу к президенту и встречаю там того самого человека, с которым я познакомился за ужином с друзьями, представляете? «У нас трудности с Советским Союзом. Мы продаем туда оборудование для производства приборной панели на Fiat, ну на „Жигули“. Но там ваши коллеги не могут решить вопрос с одним дефектом. Вы должны поехать в Советский Союз и возглавить команду итальянских специалистов», — сказал он мне.
— И как вы отнеслись к этой новости?
— С радостью. Мой папа был коммунистом, он сам ездил в СССР три раза, для меня это была самая лучшая страна на свете. Конечно, я тут же согласился.
— Вспомните свой первый визит в Россию.
— Мои коллеги, как только узнали, куда я еду, тут же составили мне целый список, что я должен взять с собой: зубная паста, мыло, фрукты, колбаса… У меня в итоге получилось пять чемоданов. Прилетаю в аэропорт Шереметьево, на дворе — декабрь. В аэропорту меня встретила девушка, отвезла на такси в гостиницу «Турист». Не «Интурист», а именно «Турист», а она была разделена на 4 корпуса.
Мой номер был в самом дальнем здании, у меня на руках пять чемоданов. Мне пришлось совершить 5 переходов от стойки регистратора до своего корпуса, чтобы перетаскать все чемоданы в номер, потому что такси уже уехало. После этого я настолько устал, что заснул на кровати, как был, в одежде.
На следующий день уже другая девушка повезла меня на Красную площадь, к Мавзолею Ленина. Вечером с Казанского вокзала я отправился в город Сызрань. Я-то думал, что наконец-то встречу своих земляков. Но это была суббота, и все мои уехали в Ульяновск — смотреть, где родился Ленин. Привезли меня в сызранскую гостиницу, и только поздно вечером я наконец-то услышал родную речь и встретился со своими итальянскими коллегами.
— А вы помните свой первый визит в Куйбышев?
— До Куйбышева я сначала съездил в Тольятти, в магазин «Березка», потому что там иностранные товары были. Потом я ездил в Ульяновск, хотел посмотреть, где родился Ленин. А в первый раз в Куйбышев я приехал в оперный театр. Наше предприятие организовало поход для работников-иностранцев: 8 итальянцев и 8 немцев. Когда мы приехали в Куйбышев, я почувствовал себя колхозником. Мы жили там два дня, нам показали город.
«Набережная Волги очень похожа на мой родной город»
— Ваше мнение о России изменилось после того, как вы побывали здесь?
— Кардинально — нет. Просто мой первый опыт был просто ужасен. Девушка, которая отвезла меня на Красную площадь, бросила меня там одного до вечера. Был декабрь, стоял жуткий холод, а у меня даже шапки не было. В ЦУМе мне шапку не продали, пришлось покупать в «Детском мире». И когда я уже по окончании своей работы в Сызрани возвращался в Италию, то думал: «Это был первый и последний раз». Но я возвращался снова и снова.
— Вы могли бы дать взгляд со стороны: в чем разница между Советским Союзом и современной Россией?
— В Советском Союзе не было слова «невозможно». Если надо было что-то сделать, всегда находился способ это сделать. Например, как-то раз во время работы в СССР я должен был сдать начальству отчет о своей работе. Было поздно, я мог опоздать на поезд до Москвы. А если бы я опоздал на поезд, то стопроцентно не сел бы на свой самолет из Москвы в Италию. Главный инженер говорит мне: «Джорджио, не переживай, поезд будет тебя ждать». Поезд отправлялся в 17:45. На вокзал я приехал в 21:56. Поезд был там, он меня ждал.
— А когда вы решили осесть здесь?
— Это было… 23 года назад. Наша итальянская компания была продана американцам. И когда они узнали, что мы поставляем свою продукцию в Россию, то сказали: «Нам это неинтересно. В России коммунисты, они детей кушают, нам это не надо». Тогда я решил самостоятельно продолжить работу в России, приехал в Сызрань и основал совместную компанию с местным пластиковым предприятием — «Аутокомпонент Инжиниринг».
После этого из совместного предприятия выросло мое собственное детище — «Аутокомпонент инжиниринг — 2». Сейчас появились «Аутокомпонент инжиниринг — 3 и 4». Занимаемся тем же — выполняем заказы на оборудование для салонов машин. Производство у нас в Октябрьске.
— И сами вы там живете?
— Я живу в городе Сызрани, это совсем недалеко от Октябрьска. Я почетный гражданин города, могу бесплатно ездить на автобусе.
— В Самару вы часто приезжаете?
— Нет, в Самаре я бываю на встречах по работе или когда посещаю какое-нибудь мероприятие. Еще бывает, приедет ко мне гость, я ему показываю Самару или Тольятти.
— Но вам что-нибудь в нашем городе понравилось? Может, конкретные места?
— Набережная реки Волги. Она напоминает мне город, где я родился, Реджо-ди-Калабрия. У нас там есть улица длиной в километр, которая называется Приморская набережная, проходит она вдоль моря, напротив города Мессина. Габриэле Д'Аннунцио (итальянский писатель, поэт, драматург, военный и политический деятель, живший во второй половине XIX — первой половине XX веков. — Прим. ред.) сказал, что это самый красивый километр Италии. Набережная Волги и Приморская набережная очень похожи друг на друга.
И бывает так, что я здесь делаю фотографии и отправляю своим друзьям. И они пишут: «Ты что, приехал в Реджо? Когда успел?» ак что это место шикарно, это сказка для меня.
— А нравится ли вам архитектура нашего города?
— Как бы сказать… Есть районы, которые родились много десятилетий назад. Вот к ним применимо слово «архитектура». Там есть искусство, там присутствует выражение творческой личности. В новом городе — результате современной строительной мысли — я не так комфортно себя чувствую.
«Поездка туда и обратно подорожала вчетверо»
— Джорджио, скажите, ваша семья живет с вами?
— Здесь время от времени живет мой сын Саверио. Он сам уже отец. У меня два внука: Лаура и Эдуардо.
— Сколько лет вашему сыну?
— Столько же, сколько я веду свои дела в России. А я здесь 44 года. Мой сын родился в Италии, учился в Италии, работал в Италии. И несколько лет назад мы решили, что он будет мне помогать в моей деятельности в России. Поэтому он ушел из своей фирмы и сейчас работает на нашем предприятии. Он занимается финансами. Живет между Россией и Италией.
— А когда вы возвращаетесь в Италию?
— Только летом, когда у меня есть такая возможность и моя работа мне это позволяет. Я возвращаюсь в город, где я родился, где живет мой брат, мои сестры.
— Сейчас вам насколько просто приезжать в Италию?
— Ух! Раньше было прямое авиасообщение Милан — Москва. Сейчас нужно лететь через Баку или Стамбул. Раньше было 3 часа из Москвы, сейчас 14 часов. Стоимость также возросла в 4 раза по сравнению с 2021 годом.
— А в Сызрани вы живете в частном доме или в многоквартирном с русскими соседями?
— Я уже 15 лет живу в многоквартирном доме с соседями. Как по мне, они больше не замечают, что я итальянец. Для них я уже свой, русский.
— У вас появились друзья в Сызрани?
— У меня огромное количество друзей из Сызрани. Это все люди, с которыми я когда-либо работал. В Сызрани у меня есть друзья, с которыми я познакомился еще 44 года назад. Понимаете, друзья — это не обязательно те люди, которые всё время делают всё вместе.
Такого рода друзей у меня нет. Мои друзья — это те люди, которые уважают меня за то, что мы сделали вместе в прошлом. И если я обращусь к ним в любое время, то я знаю, что они сделают всё, чтобы мне помочь мне. И так же сделаю я, если они ко мне обратятся. Вот это мои друзья.
— А по чему-нибудь из Италии вы здесь скучаете?
— Нет. Работа сейчас является смыслом моей жизни. Она дает мне силу жить. Во время работы я не успеваю скучать. У меня здесь Саверио, со своими родными я постоянно общаюсь по телефону. Вот если я не смогу работать, я думаю, тогда я начну переживать.
Друзья у меня здесь (показывает телефон). Мы знаем, что каждый делает утром, что делает вечером, у кого как жизнь, у кого как жена и так далее.
«Если вы спросите меня, какой у меня любимый город, это Москва»
— Вы бывали в каких-нибудь еще странах, кроме России и Италии?
— Проще сказать, где я не был: в Австралии, Южной Америке, Шотландии.
— Вы бы могли сравнить города Самарской области с зарубежными?
— Мне трудно сравнивать. Если спросить меня, как жителя Сызрани, я не вижу трудностей. Я хорошо живу, у меня нормальная квартира, машина стоит в гараже, съездить покушать можно нормально, проехать по улице можно нормально. Если говорить с позиции точек развития города, то да, много моментов: дороги, коммуникации, автобусы. Но и города без проблем не бывает.
Но если вы спросите меня, какой у меня любимый город, это Москва. Других таких городов в мире нет. Дороги, здания, магазины, рестораны, кино, аэропорты…
— Есть мнение, что русский и итальянский менталитеты похожи: широта души, открытость, щедрость. Вы с этим согласны?
— Я согласен. Итальянцы и русские обладают равной способностью находить решение для разных проблем, и полагаю, что мы очень схожи по части гостеприимства. Русские люди гораздо более душевны и гостеприимны, чем считают.
— А что вам больше нравится: родная кухня или российская?
— Половина на половину. В ресторане обычно закуску я беру российскую, а первое блюдо — итальянское.
— Вам удалось найти в Самарской области заведение, где была бы хорошая итальянская еда? Чтобы как дома.
— У моего друга Джангуидо Бреддо хороший ресторан Anima. Еще есть ресторан Cucina Casu. И недавно я был в тольяттинском ресторане Osteria Mario, тоже очень хороший.
«Собрать — это очень просто. А вот произвести…»
— Джорджио, у вас есть какой-то проект, которым вы особенно гордитесь?
— 7 лет назад я получил задание: сделать интерьер машины Aurus, машины президента. Это была совместная работа с московским институтом НАМИ от начала до конца.
— А как вы относитесь к критике российского автопрома?
— Если сегодня есть замечания от покупателей, что у машины «Веста» есть дефект, которого нет у «Тойоты», они правы. Но причина в том, что производство «Тойоты» отлаживают уже много-много лет. Если сегодня мы сравниваем российские автомобили с иностранными, то они делают так, как делали всегда. А Россия учится делать сама.
Собрать — это очень просто. А вот произвести… И руководство АВТОВАЗа на данный момент занимает именно эта тема. АВТОВАЗ хочет развиваться. И у них есть хорошая государственная опора.
— На вашем бизнесе сказались европейские санкции?
— В начале было много трудностей с поиском сырья, но сейчас их стало меньше. Были определенные гранулы, которые раньше я брал, например, в Германии, во Франции, в Италии. Это попало под санкции. Сейчас мы этот вопрос решили, нашли российского поставщика.
— Как вы вообще к относитесь к санкциям?
— Это очень хорошая возможность для России. Есть стимул развивать производство, потому что купить теперь невозможно — надо создавать самим. Ни страна, ни город не могут жить только за счет торговли, для дальнейшего развития нужно производство. Если раньше российская компания просто покупала что-то за рубежом, то этот бизнес занимал всего 50 квадратных метров. Сейчас приходится производить, а это уже 500 квадратов. Будет больше рабочих мест, будут технологии, ноу-хау.
Российские заводы, которые раньше не делали такой продукт, сейчас делают. Например, система ABS, которую мы раньше покупали у Bosch, подушки безопасности. Я честно могу сказать, что до санкций у меня было 150−200 человек на производстве в Октябрьске. Сейчас их 350, в планах — вырасти до 500 человек.
— Как вы планируете расширять свое производство?
— Самый большой проект, над которым я сейчас работаю, это линия окраски автомобилей. У нас полностью согласован проект, деньги для закупки оборудования есть, но для строительства корпуса требуется поддержка государства.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас, где удобно.