Экономика Авторынок продолжает жить

Авторынок продолжает жить

То, что 2009 год станет провальным для российского автомобильного рынка, не сомневался никто. Правда, оценки «черной полосе» давались разные. По большей части прогнозы были крайне мрачными, но, хоть излишним оптимизмом никто не страдал, некоторые эксперты предположили, что ужасного краха рынка удастся избежать. Кризис просто подчистит ряды, а сильные компании останутся на плаву. Собственно, так оно и вышло. Безусловно, некоторые марки просели сильнее других, но в целом ситуация на рынке новых иномарок не совсем критическая.

Кому на Руси жить хорошо

Кризисный год не преподнес особых сюрпризов участникам автомобильного рынка. Большинство из опрошенных экспертов были уверены в том, что экономические неурядицы, в первую очередь, ударят по российским автопроизводителям. Так оно и произошло. Несмотря на заградительные таможенные пошлины, из-за которых ввоз иномарок в страну подорожал в 1,5-2 раза, несмотря на правительственные кредиты и программу льготного кредитования, «АвтоВАЗ», как говорят, «сдулся». Еще пару лет назад завод объявлял о чистой прибыли свыше 8 млрд рублей. А сейчас с трудом сводит концы с концами. Машин на складах море, работники в отпусках... Не помогают даже 25 млрд, выделенные правительством. А тут еще компетентные органы обнаружили многочисленные финансовые нарушения. В общем, те 30-40 млрд рублей убытков, которые эксперты предрекают предприятию, сейчас выглядят как никогда реально.

Кто виноват в падении завода, сказать однозначно сложно. Эксперты говорят о некомпетентном управлении, финансовых махинациях, высоких ценах и неконкурентоспособности продукции.

Завод «ИжАвто» также оказался в невыгодной ситуации. Правда, у него положение еще хуже, чем у ВАЗа — в августе предприятие было объявлено банкротом. Сейчас на заводе числится около 3 тыс. человек персонала, которые либо в отпусках, либо заняты на общественных работах. Завод договорился о сборке автомобилей KIA. Правда, здесь все не так просто. «ИжАвто» не будет выкупать машинокомплекты, но и не получит прав на продажу собранных машин. Вместо этого завод будет получать комиссионные в размере $1,5 тыс. за каждый собранный автомобиль.

Появилась информация о том, что калининградский завод «Автотор» заинтересовался сборочной площадкой «ИжАвто», но как далеко идут планы потенциального покупателя, пока неясно.

Гораздо лучше ситуация у КамАЗа и ГАЗа. Первый сначала пошел на сокращение рабочей недели и потерял 4,2 млрд рублей. Однако сейчас предприятие ведет переговоры о финансовой поддержке, которую планирует потратить на обновление модельного ряда. Также производитель заключил соглашение с Daimler Trucks о создании двух СП на территории России.

ГАЗ к концу года возобновил производство модели Siber, реструктуризировал долг и даже смог получить прибыль по итогам первых трех кварталов.

УАЗ, который имел долг в размере 435 млрд рублей, благодаря госзаказу смог уменьшить его в 12 раз. Кроме того, модели этого завода попали в список льготного кредитования.

Зато у «ТагАЗа» проблемы полукриминального характера. Его обвинили в копировании некоторых узлов Chevrolet Lacetti в тагазовской модели Vega. В суде GM Daewoo добилось запрета на производство машинокомплектов в Корее. В ноябре производство «Веги» было возобновлено, но пока выпущена только одна партия в 500 автомобилей.

А вот кому горевать не приходится, так это тем заводам, которые принадлежат иностранным компаниям. Конечно, и у них дела идут ни шатко, ни валко. Например, Nissan и Toyota сейчас лишь поддерживают жизнь на конвейере и выпускают символические партии. Ford был вынужден пойти на сокращение рабочего графика. На «каникулы» уходили и сотрудники питерского завода General Motors.

Зато Volkswagen и «Автотор» работают так, словно вокруг нет никакого кризиса. VW расширяет линейку собираемых по полному циклу автомобилей, готовится запустить в производство дешевый автомобиль «Special for Russia” и даже нацелился собирать некоторые модели Audi. «Автотор» же вообще подумывает над покупкой новой сборочной площадки, которой может стать «ИжАвто».

Получается, что кризис и правительственные меры оказали услугу не исконно российским заводам, а иностранным.

Лидеры гонки

Увы, но в этом году автоконцерны даже близко не подошли к результатам докризисных лет. Даже исходя из показателей за 11 месяцев прошлого года, можно смело говорить о том, что автомобильный рынок России упал почти на 50%. Даже Chevrolet – бессменный лидер последних лет, продававший под 200 тыс. автомобилей в год, в этом году не добрался даже до первой сотни. Вместе с моделью Niva было продано всего 95,1 тыс. автомобилей.

Следом по результатам продаж идет американский концерн Ford. За 11 месяцев этого года компания продала 75 тыс. машин. Естественно, большую часть продаж сделал народный любимец Focus.

Toyota в этом году только на третьем месте с результатом 62,9 тыс. автомобилей. Скромно для компании, которая стремилась к господству на рынке.

На четвертой строчке обосновался французский Renault. За год было продано 59,8 тыс. автомобилей этой марки.

Замыкает пятерку лидеров российских продаж марка Nissan с результатом 58,6 тыс. автомобилей.

Ситуация на самарском рынке автомобилей несколько иная. У нас свой лидер, а именно Toyota, которая продала 1,81 тыс. машин. Однако этот результат выглядит не совсем честно, так как эксперты вновь заговорили о том, что на самом деле часть автомобилей была продана в других городах, но записана на счет самарских дилеров.

Показатели Chevrolet, который в самарском рейтинге занимает второе место, выглядят более реальными. В Самаре было продано 1,8 тыс. машин этой марки.

Третье место у марки Ford. Совместными усилиями самарские дилеры продали 1,54 тыс. машин.

Четвертое место у корейской марки KIA, которая продала 1,52 тыс. машин. Правда, дилер не особенно торопился с отчетностью и этот показатель всего лишь за 10 месяцев прошлого года.

Пятое место — за маркой Nissan. В Самаре единственный официальный дилер смог продать 972 автомобиля, хотя, возможно, здесь также имела место приписка.

Высшая лига

Как и предрекали эксперты, кризис не слишком отразился на продажах в премиум-классе. Точнее, потери дилеров не так ощутимы. Лидер по продажам — Audi. В России марка продала 13,9 тыс. автомобилей, а в Самаре 261 по итогам 12 месяцев. Львиная доля продаж приходится на новый Q5 и A3.

На втором месте BMW с результатом 13,18 тыс. машин, проданных в России. А в Самаре BMW лишь на третьем месте. Результат скромный — 99 машин за 10 месяцев.

Mercedes Benz замыкает лидирующую тройку. Его результат 10,95 тыс. проданных в России автомобилей. По Самаре марка только четвертая — 44 автомобиля за 11 месяцев.

Четвертое место в общероссийском рейтинге у марки Land Rover. Англичане продали в нашей стране 8,3 тыс. автомобилей. В Самаре бритты обосновались чуть больше двух месяцев назад, но успели записать себе в актив два автомобиля, проданных в ноябре.

Японский громила Lexus замыкает первую пятерку с результатом 5,88 тыс. проданных автомобилей. В Самаре же Lexus на втором месте. За 11 месяцев было реализовано 227 автомобилей этой марки.

Примечательно, что главные игроки рынка автомобилей премиум-класса «просели» по отношению к рынку в целом значительно меньше. Например, Audi «уронил» продажи на 11,9%, BMW на 13,7%, Mercedes Benz – на 29,5%. Сильнее всего снизили продажи Land Rover – на 54,8%, и Lexus – на 56,1%. А главный неудачник — Volvo. Шведы уменьшили продажи на 65,7%. В целом же премиум-класс, снизил продажи на 39%, а в целом автомобильный рынок потерял 51%.

Стоит отметить, что потери премиум-класса в России довольно высоки, хотя в подавляющем большинстве стран продажи в этом сегменте также снизились. Но в некоторых странах объемы реализации дорогих автомобилей увеличились. Лучший результат показал Китай (+28,6%). Южная Корея поглотила автомобилей на 24,6% больше, чем в прошлом году. Рынок Канады вырос на 24,3%, австралийский — на 21,2%. Скромный рост отмечен в Японии (1,2%) и в Австрии (4,1%).

Aвтор: Андрей Трой

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления